Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Нам по силам

Недельная глава

«Трума»

3 адара 5759

19.2.99

НАМ ПО СИЛАМ

В недельной главе «Трума» мы сталкиваемся с заповедью, которая привела в недоумение самого Моше, нашего учителя.

Обратимся к тексту мидраша:

«Когда сказал Вс-вышний: «Сделайте мне святилище и Я буду находиться среди вас», воскликнул Моше: «Владыка миров, да ведь и небеса и то, что над ними не могут вместить Тебя!»

Сказал ему Вс-вышний:

«Нет, Моше, ты не понял. Не по моим размерам я прошу святилище, а по вашим. Двадцать бревен на юге, двадцать – на севере и восемь на западе».

Можно, разумеется прочесть этот текст как часть архитектурного описания переносного святилища евреев в пустыне. Но тот, кто прочтет этот отрывок еще раз, заметит, что речь идет о ключевой теме иудаизма.

Иудаизм, в отличие от всех других знакомых нам религий (да не будут рядом помянуты) требует от человека не только веры и слов, но и дел. Может быть, главным образом, дел («гамаасэ гy гаикар» – «главное – дело»). Иудаизм требует от человека строго определенного поведения, соблюденяи законов, которые порой кажутся мелочными, порой слишком строгими. Более того, многим они кажутся трудновыполнимыми, а то и невыполнимыми.

Об этом и говорит мидраш: чего бы ни требовал от нас Вс-вышний, одно исходное условие будет соблюдено всегда: Он требует не по Своему «размеру», а по нашему. Требования Торы могут быть трудны, могут быть непонятны и даже непостижимы. Но они всегда посильны.

Учителя хасидизма, как известно, предпочитали облачать сложные мысли в изящную и доступную форму аллегорических миниатюр («маасэ»). Все сказанное выше о заповеди «Сделайте мне святилище и Я буду находиться среди вас» и других велениях Торы звучит на этом аллегорическом языке так:

«Однажды к раби Менахем-Мендлу из Коцка пришел хасид:

— Ребе,– плакал он,– у меня такие проблемы, такие проблемы! Я ничего не могу с ними поделать, они мне не по силам!

— Минутку, – остановил его ребе. — В твоих словах я вижу противоречие. Если эти проблемы – твои, значит они тебе по силам. Если они тебе не по силам – стало быть, это не твои проблемы».

Можно сказать, что усвоение этого принципа важно не только для тех, кто не уверен, что исполнение законов Торы ему по силам. Можно сказать, что речь идет о тотальном подходе к жизни, об уверенности человека в том, что он сам выбирает судьбу и отвечает за последствие каждого поступка. Странно, что эта идея находит источник в религии: более естественным было бы прочесть в религиозном издании нечто вроде: «От вас ничего не зависит, все происходит по воле Вс-вышнего». Но не таков дух еврейской религии. Все, действительно, происходит по воле Вс-вышнего. Но тут-то и спрятан сюрприз: воля Вс-вышнего – возложить на человека посильные обязанности, свободу выбора и ответственность за выбор пути.

Профессиональные комиссары атеизма утверждают, что религия – убежище слабых людей, ищущих убежища от ответственности и страха перед выбором. Это утверждение неверно в отношении иудаизма: Тора, может быть, освобождает человека от излишних страхов, но отнюдь не от необходимости решать и отвечать за принятые решения. Каждым своим поступком мы строим Святилище, готовим мир к возвращению Храма. Мы не должны воздвигать на скудную зарплату хоромы из золота и мрамора. Наше дело приготовить двадцать бревен на юге, двадцать на севере и восемь на западе. Звучит скромно, но требует напряженного повседневного труда и уверенности, что нам это по силам.