Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Не глядя в кривое зеркало

Суббота «Шлах»

9 сивана 5762 года

30/5/2002

НЕ ГЛЯДЯ В КРИВОЕ ЗЕРКАЛО

И послал их Моше высмотреть •землю Кнаан, и сказал им: ‘Поднимайтесь здесь, на юг, и взойдите на гору. И высмотрите страну, какая она, и каков народ, обитающий в ней, — силен он или слаб, малочислен или многочислен. И какова земля, на которой он живет, хороша она или плоха, и каковы города, в которых он обитает, в открытых станах или в крепостях они живут. И какова земля тучна она или тоща, есть на ней деревья или нет. Крепитесь и возьмите от плодов земли… «

А вот и отчет членов экспедиции о виденном:

«Пришли мы в страну, куда ты нас послал, и подлинно течет она молоком и медом, и вот ее плоды. Но могуч народ, обитающий на земле, и есть та] города укрепленные, очень большие, и также детей великанов, мы видели там «

До сих пор — только факты. Можно подвергнуть сомнению и их достоверность, но не здесь главная вина разведчиков. Выслушаем же их до конца:

Земля, по которой прошли мы, чтобы высмотреть ее, это земля, пожирающая своих обитателей, а весь народ, который мы видали на ней, люди великорослые. И были мы в наших глазах как кузнечики, и такими были мы в их глазах.

Попробуйте, не читая дальше, найти в сказанном уязвимое место, лишние и странные слова.

Да, возможно, жители той земли были весьма рослыми, может быть даже гигантами. Да, возможно, разведчики, глядя на них из кустов или из-за угла, чувствовали себя маленькими и слабыми, «кузнечиками». Но откуда им было знать, как они сами выглядели в глазах великанов?!

Речь-то идет о разведгруппе, успешно проскользнувшей по территории противника. Великаны их вовсе и не видели, а тем более не видели их подобными кузнечикам.

И еще, и это куда важнее: почему наших героев интересует, как они выглядят в глазах великанов?

В мидраше «Ялкут Шимъони» мы читаем: «Сказал Всевышний: слова «И были мы в наших глазах как кузнечики» — Я бы еще простил им, но почему они говорят: «такими были мы в их глазах»?! Откуда им знать, какие мысли о них вложил я в сознание великанов?»

И все же, несмотря на этот риторический вопрос, мудрецы утверждают: разведчики знали, о чем говорят: они действительно показались местным великанам если и не кузнечиками, то уж точно «мелочью пузатой», прожорливыми насекомыми виноградной тлей, муравьями в виноградниках страны, текущей молоком и медом. Вот только не был этот оптический эффект (уменьшение видимых размеров человека до размеров муравья) правильно понят.

А понят он должен быть так: есть у человека (а в нашем случае, и у целого народа) два облика: один — объективный, второй — субъективный. Мы есть то, что видит в нас Всевышний. Это объективная картина. Но мы и то, что видят в нас люди, а уж люди-то видят каждый по-своему. Один видит меня исполином, другой — козявкой. Мы идем сквозь строй народов, как сквозь комнату с кривыми зеркалами (помните, в парках культуры и вечного отдыха). Монстры, глядящие на нас из кривых зеркал — не мы, а карикатура на нас.

Но если мы вглядываемся в эти зеркала, искренне надеясь разглядеть там свое истинное Я,- мы сами становимся ходячими карикатурами. Итак, короткая, но ставшая для нас подлинной трагедией, история о разведчиках, учит нас несложным, но неоценимо важным вещам: человеку и народу свойственно желание взглянуть в зеркало, посмотреть на себя со стороны. Перед ним две возможности: выяснить, что он представляет собой в глазах других людей и народов или сверить себя с Законом, с Торой (то есть посмотреться в зеркало Всевышнего) В первом случае, судьба его предрешена. Тот, для кого решающим является впечатление, которое он производит на других, навеки останется кузнечиком в глазах окружающих. Ему не разорвать порочный круг, чем больше он будет смотреться в кривое зеркало, тем больше будет похож на козявку. Тот, кто найдет в себе силы изо дня в день смотреться в зеркало Торы, не заглядывая угодливо в глаза людей, имеет шанс однажды увидеть в зеркале человека.