8 кислева 5762 года
23/11/2001
В НАШИХ СЕМЬЯХ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК • ЕДИНСТВЕННЫЙ
Люди, выросшие в постмодернистской семье (папа, мама, ребенок и собачка) относятся к многодетным семьям подозрительно, иногда почти с брезгливостью «Люди так не размножаются, не плодятся десятками!»
Последние публикации в оксфордском «Журнале семейной психологии» утверждают, что отнюдь не числом детей определяется качество воспитания.
Решающим фактором оказывается изначальный подход родителей к детям. Благополучными оказываются те семьи, где с раннего возраста к каждому ребенку относятся как к неповторимой и самостоятельной личности. Но нужно ли выписывать академические журналы, чтобы узнать об этой простой закономерности?
Говорит р Эльазар, сын р. Шимона бар Йохая: «Легче вырастить мириад (лигъен) оливковых деревьев в Галилее, чем вырастить одного ребенка в Эрец-Исраэль».
И, чтобы не было сомнений в понимании этого высказывания, комментарий «Яфат-тоар» добавляет: «Даже если пропитание в изобилии».
Да, не в пропитании тут дело. Растить детей трудно, мы знаем это из слов Всевышнего, обращенных к Хаве (Еве) «В муках будешь рожать детей».
Как известно, мудрецы видят здесь намек не только на родовые муки, но и на тяготы воспитания.
Так что же может добавить к этому р Эльазар? По известному правилу экзегезы, слова Торы не получат нового толкования, если достаточно уже существующего. Что же нового говорит нам сравнение детей с оливковыми деревьями, сравнение шокирующее и, кажется, нелестное для самих детей?
Может быть, р Эльазар считает, что растить детей в Эрец-Исраэль труднее, чем в любом другом месте?
Слово лигьен (от легион) означает не просто великое множество, но множество тождественных, строго упорядоченных безликих «единиц».
Слово «один» в устах р. Эльазара - это не количественное числительное, оно подчеркивает уникальность, единичность каждой личности. И еще: он говорит о великой задаче - вырастить «одного ребека» означает вырастить ребенка, душа которого едина, цельного человека.
Вслушаемся в эти слова: «вырастить одного ребенка в Эрец-Исраэль». Мы не растим детей легионами, тут нет протоптанной колеи, нет незыблемых правил. Может быть, первое, что бросается в глаза гостю Израиля, - именно дети, так не похожие на знакомый (и по собственному прошлому) образец еврейского умника, периодически избиваемого одноклассниками, вундеркинда, которому с младых ногтей твердят: «чтобы сойти за серебро, ты должен быть золотом». Известный современный израильский (а в прошлом российский) педагог и детский психолог определял это так: «в галуте нас растили в аквариуме, а своих детей здесь мы выпускаем в море».
Мудрецы говорят, что первым таким «евреем, выращенным на воле» был Яаков, одинаково уверенно чувствовавший себя и в степи со стадами, и в шатре учения.
Красивая метафора говорит о таком гармоничном еврее «неукротимо-рыжий с кроткими глазами». Не случайно именно Яаков, «один ребенок из Эрец-Исраэль», благословляя своих детей, дает каждому из них особое, только ему предназначенное благословение.
В нынешней главе мы читаем об их рождении, начинается история не только большой семьи («семьдесят душ»), но и великого народа Сыновья Яакова пройдут долгий путь, пока не встретятся вновь в Египте. Будет в их жизни много странного, неприятного, будут и вражда, и примирение, и раскаяние Какие они разные, как выпукло описаны характеры!
Многие путают единство с единобразием. Мы хорошо знакомы с обществом, успешно стиравшим грани между городом и деревней, между мужчиной и женщиной, между человеком и скотиной. Немногим там удалось сохранить индивидуальность, да и само это государство не простояло долго. Один из секретов еврейского воспитания - уважение автономии ребенка, его неповторимости. Вырастить такого ребенка труднее, чем тонну оливок, но труды эти дадут великий результат - он вырастет человеком.