Каждая из пяти книг Торы начинается с отрывка, в котором – ее суть. На первый взгляд, вторая книга Пятикнижия, «Шмот», – исключение из этого правила.
Книгу «Шмот» называют «свитком порабощения и освобождения». Казалось бы, она должна начинаться с рассказа о новом фараоне и о порабощении сынов Израиля. Но этому отрывку ствует повторение уже сказанного в книге «Берешит»: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет с Яаковом, каждый с домом его пришедших: Реувен, Шимон, Леви и Йегуда, Иссахар, Звулун и Биньямин, Дан и Нафтали, Гад и Ашер. И было их семьдесят душ, а Йосеф был в Египте».
На первый взгляд, трудно найти в этом отрывке, начинающем книгу «Шмот», намек на общее содержание всей книги.
Может быть, стоит обратить внимание на вот эти два слова (в русском переводе – четыре): «каждый с домом его – иш у-вейто».
«Дом человека – его жена», – говорит Талмуд. И еще: «Кто живет без жены, живет без радости, без благословения, без добра, без Торы, без защиты, без мира». Мудрецы учат, что мужчина без жены – не человек.
Все сказанное верно в отношении индивидуума – и это тривиально. Но мы редко задумываемся о том, насколько верно это и в отношении целого народа. На что была бы похожа история Израиля, по какому руслу она бы пошла, если бы не наши женщины? Заметим, хотя это и не имеет прямого отношения к теме: история несправедлива по отношению к женщинам. Американцы в шутку говорят, что до сих пор рассказана только history (букв, «история», но по созвучию – его, то есть, мужчины, рассказ), а вот she-story (ее рассказ) нам не знаком. Важно читать нашу, еврейскую историю так, чтобы и она не превратилась в «мужской рассказ». Совсем недавно мы праздновали Хануку, в представлении многих - своего рода 9-е мая, если не 23-е февраля, мужской праздник с бряцанием мечей и боевыми слонами селевкидов.
Тот, кто не поленился накануне праздника пролистать «Шульхан арух» с комментариями, наверняка обратил внимание на многочисленные замечания о том, что «главное чудо произошло благодаря женщинам» или «и у женщин есть удел в том чуде».
Сейчас не столь важно, идет ли речь о Йегудит или о Мирьям бат Танхум (более известной как «Хана, мать семерых сыновей»). Важно то, что народ не может выжить благодаря одному лишь мечу. Если без него он обречен на физическое уничтожение, то без щита, без женского начала, он вымрет сам, без помощи врага.
И история освобождения из египетского рабства тоже начинается не с чудес и казней, а с еврейского дома, с женщин. Это и те матери и жены, которые пришли в Египет с сыновьями и внуками Яакова. Это и повитухи Шифра и Пуа, ослушавшиеся фараона. Это и «дочь Леви» Йохевед, без которой вся наша история выглядела бы иначе. А есть и еще одна героиня – маленькая девочка Мирьям. Интересно, а вы обращали внимание на эту странную фразу: «И пошел человек из дома Леви, и взял дочь Леви, и зачала она, и родила сына...» (это история рождения Моше)? Странно: отец и мать Моше – отнюдь не молодожены, у них уже двое детей.
Что же это за «пошел», «взял»?
Вот что говорит мидраш: Амрам был главой поколения. Когда повелел фараон: «Каждого новорожденного бросайте в Нил», – Амрам сказал: «К чему нам рожать детей, чтобы отдавать их на смерть?!» – и дал развод жене. И все остальные евреи дали развод своим женам. Сказала Амраму дочь: «Твой приговор тяжелее, чем приговор фараона: он обрек на смерть только мальчиков, а ты – и девочек. Фараон обрек их на смерть только в этом мире, а ты – и в этом, и в грядущем». Вернул Амрам свою жену, а за ним – и все остальные.
Такова she-story еврейского народа. Не только седобородые мужи, пророки, мудрецы и воины, сделали его вечным народом, но и женщины, строившие еврейство из кирпичиков-семей. Мы привыкли видеть в отце учителя, кто, если не он приносит в дом слово Торы. Но царь Шломо говорит: «Слушай, сын, поучения отца своего, и не оставляй Тору матери твоей». Именно в Торе матерей наших - залог нашей вечности.