Суббота «Хайей Сара»
23 хешвана 5762 года
8/11/2001
ЧЬЯ ТЫ, ЗЕМЛЯ?
История о том, как праотец наш Аврагам покупал поле хетта Эфрона в Хевроне, - один из хрестоматийных сюжетов Торы. Но почему он решил заплатить за то, что принадлежало ему по праву?
«Вс-вышний обещал навечно отдать эту страну Аврагаму и его потомкам, а сейчас Аврагам не нашел другого места для могилы? кроме того, что купил, щедро заплатив. Однако у него ни мысли не возникло, будто Вс-вышний поступает несправедливо, ни даже желания пожаловаться на несправедливость. Более того: даже с народом-пришельцем, жившим в той стране не по праву, Аврагам разговаривал без спеси: «Пришелец-старожил я у вас...» Тогда сказал ему Вс-вышний: «Ты сам себя принизил - клянусь, что Я возвышу тебя и поставлю господином над ними», - рассказывает «Мид-раш га-гадоль»
Станислав-Ежи Лец говорил: «Я знаю, почему евреев считают богачами: из всех народов только они за все платят сполна».
Так и есть, мы за все платим. Порой кажется, что платим слишком щедро, с излишним смирением, тем самым словно выказывая сомнение в собственных правах. Но не в слабости праотцев наших здесь дело и не в сомнении в правах на землю. Аврагам, а за ним Яаков и Давид «вбивали колышки» в Святую землю, приобретая ее не только по праву Обетования, но и по современному им праву земельной собственности. Мидраш рассказывает:
«Сказал раби Юдан, сын раби Симона: «Это - одно из трех мест, о которых народы мира не могут сказать Израилю: 'Они - чужое достояние, которое вы присвоили'. Вот эти три места: пещера Махпела,
Храмовая гора и гробница Йосефа [в Шхеме]. О пещере Махпела написано в Торе : «И понял Аврагам Эфрона, и отвесил Аврагам Эфрону серебро» («Брейшит», 23:16), - о Храмовой горе: «И отдал Давид Арнону тут же, на месте, шестьсот золотых шекелей» («Диврей-га-ямим I», 21:25), - а о месте гробницы Йосефа: «И купил он [Яаков] участок земли, на котором раскинул шатры свои, у сыновей Хамора, главы Шхема, за сто монет» («Брейшит», 33:19)».
Всем нам памятны трагические события в Шхеме, где гробница Йосефа и его сыновей была осквернена и превращена в мечеть, мы помним всплески насилия на Храмовой горе, давно напрочь закрытой для евреев, а о Хевроне и говорить нечего - нет на карте Израиля места более напряженного и взрывоопасного, чем пещера Махпела.
Как же вышло, что именно три опорные точки, наше право на которые должно быть непререкаемым, стали центром и средоточием противостояния и вооруженной борьбы?
Может быть, ответ на этот вопрос таков: арабы, наделенные здоровой интуицией, свойственной людям, не обремененным излишней мудростью и интеллигентскими комплексами, понимают, что если из их рук выскользнут эти три форпоста на Святой земле, они потеряют всё, до последней пяди земли.
И, как всегда, некого нам винить, кроме самих себя. Мы - кузнецы собственного счастья и несчастья в равной мере. История Хеврона и усыпальницы праотцев - яркая иллюстрация этому правилу: 700 лет евреев не допускали внутрь строения над усыпальницей. Они молились снаружи, у седьмой ступени лестницы, ведущей к восточному входу в здание. Но у арабов, как уже было сказано, здоровая интуиция и, если евреи их не сбивают с толку, они хорошо помнят, что и кому принадлежит. На рассвете третьего дня Шестидневной войны, 8 июня 1967 года, когда израильские войска без боя овладели Хевроном, арабы принесли главному раввину Армии обороны Израиля генералу Шломо Горену «на блюдечке с голубой каемочкой» ключи от ей гробницы Меарат га-Махпела. Позорная седьмая ступень была взорвана, и усыпальница снова стала местом паломничества для сотен тысяч евреев.
«Дела твои приблизят тебя, дела твои отдалят тебя» («Эдуйот», 5:7)
Праотцы сделали все, что было в их силах, дабы земля эта была нашей: праведностью своей заслужили Обетование Вс-вышнего, полной ценой заплатили пришельцам, как если бы те были хозяевами. От нас требуется не так уж много: не потерять, не выронить.