От купца до лошади

Суббота

«Ки таво»

15 элула 5762 года

23/8/2002

ОТ КУПЦА ДО ЛОШАДИ

Половина месяца элул уже позади. Месяц самоанализа и раскаяния может просыпаться, как песок сквозь пальцы. Рош-га-Шана наступит неожиданно, как зима в России.

Вы ведь все помните: «Труженики сельского хозяйства были поставлены в чрезвычайно тяжелые условия неожиданно наступившими холодами».

Вообще-то в России каждый год бывает зима, но всякий раз она наступает внезапно.

Дни суда тоже бывают каждый год, но нам все же часто удается прийти к ним совершенно неподготовленными.

О месяце элул старые хасиды говорили: «в эти дни даже рыба в реке трепещет от страха».

Но нам-то, современным, просвещенным да независимым, стыдно трепетать.

Так, да не так.

Вот вам еше одна притча от тех самых старых хасидов.

Едет (скажем, по Украине в давние времена) купец с караваном товара. Как водится, не весь товар «чист», есть и запрещенный, и контрабандный.

Пока едут телеги по тракту в глубинке, в глухомани, спокоен купец, погонщики тянут медленные степные песни.

Но вот, верстовые столбы возвещают - скоро граница, несколько дней пути осталось. И начинает купец дрожать от страха, припоминая и пересчитывая черный товар на подводах.

А погонщики знай поют. Им-то что? Товар-то не их. Но вот до границы остаются считанные версты и голоса погонщиков теряют недавнюю уверенность и песни смолкают. Товар-то не их, да все равно страшновато: жандармы и по их спинам могут пройтись, да и колеса с осей посбивать.

Вот уже и не только хозяин дрожит, трепещут и все его поденщики.

Идет караван к границе и все больше в нем страха и дрожи.

Кто же ничего не боится и не трепещет у самой границы? Ну конечно, это лошади. Им уж, точно, все равно.

Поэтому, если с наступлением элула еврею не становится (ну, хоть самую малость) страшновато,- нечем ему гордиться.

Контрабандный товар за каждым числится, на повозках не одни розы да незабудки. И если не страшно, то не все у нас в душе в порядке.

Собственно, именно по этому индексу страха в элуле каждый может проверить себя и найти ответ на вопрос: кто я в собственной судьбе - хозяин, поденщик или... конь.

И речь здесь не об обычном страхе раба перед господином или контрабандиста перед таможенником.

Иудаизм вообще мало знаком со страхом в этом, фискальном, смысле слова. Даже ада у нас толком нету.

Бояться ведь можно не только наказания. Бояться можно и нужно совсем другого - олошадения, потери человеческого облика, потери стыда и совести.

Само еврейское слово «грех» (хэт) происходит от корня «промахнуться». Мы воспринимаем нарушение закона, прежде всего, как упущенную возможность поступить как надо, как действие, пролетевшее мимо цели. Греша, человек раз за разом упускает шанс стать еще более человеком и, по принципу комплиментарности, становится в большей мере животным.

Тут ведь третьего не дано. Талмуд говорит, что в человеке шесть основных аспектов - три от ангелов, три - от скотины. И от самого человека зависит, в какой пропорции эти аспекты в нем будут проявляться.

Впрочем, нам даже не надо искать эту цитату в Талмуде, достаточно внимательно посмотреть на собственную жизнь, порой даже - просто взглянуть в зеркало.

Взглянуть в зеркало - и ужаснуться. Это и есть страх и трепет месяца элул. Не грядущее наказание, по крайней мере, не. только оно, заставляет сердце вздрогнуть, но стыд перед Творцом. Он дал нам свободу выбора, открыв почти неограниченные возможности: будь кем хочешь, будь каким изберешь быть.

Как же стыдно, когда из-за повседневной суеты, из-за мелких будничных решений проглядывает выбор: ничего не хочу знать, ни за что не хочу отвечать, не будоражьте мою душу, дайте жить спокойно.

Иными словами: отстаньте, желаю быть лошадью.

Запись опубликована в рубрике: .