ДВА ПОКОЛЕНИЯ
И в Израиле, и в сегодняшней России любят употреблять выражение дор гамидбар - «поколение пустыни». Вот-де, вымрут старики, испорченные рабством/социализмом/сионизмом (нужное подчеркнуть, недостающее вписать) и тогда молодое поколение, свободное от тяжелого наследия, сделает все путём.
Так, да не совсем так: наши мудрецы называют старшее поколение, обреченное на смерть в пустыне «поколением света», а их детей, которым было суждено войти в землю обетованную, «поколением тьмы».
Почему же люди, которых мы готовы поспешно охаять, приписав им рабскую психологию, связаны в нашей традиции со светом? Ответ очевиден: они удостоились Синайского откровения, единственного в истории человечества мгновения, когда Всевышний говорил не с отдельными людьми (пророками), но с целым народом.
Лавина света, обрушившаяся с вершины Синая, сделала их новыми людьми. И это отнюдь не аллегория: мудрецы сравнивают это поколение с Адамом, первым человеком.
Все они словно были сотворены заново, и, подобно Адаму, были подвергнуты испытанию.
Но если Адам был испытан запретом («только от древа познания добра и зла не ешь...»), то от поколения пустыни требовалось активное действие: завоевание земли Израиля.
Адам не выдержал испытания, выпавшего на его долю. Поколение пустыни не избежало той же участи.
Но если ошибка Адама, вкусившего от запретного плода, кажется нам по-человечески понятной («запретный плод сладок»), то поведение поколения пустыни ставит комментаторов Торы в тупик.
В самом деле, огненный столб ведет народ вперед, Б-г зримо идет с ними, идет впереди их стана,- чего же они могут бояться?!
Рамбан в своем комментарии на Тору утверждает, что неверно объяснит это страхом перед опасностями и препятствиями. Все куда сложнее и, в то же время, вполне знакомо каждому из нас: они боялись потерять свободу!
Народу был предложен путь служения, но люди предпочли жить для себя, увидели в исторической миссии лишь оковы и обузу.
Всевышний во второй раз (первый - сотворение Адама) пытается направить человека к идеалу. Но люди движимы духом противоречия («жестоковыйностью»), отказываются подчиниться. Даже вчерашние рабы не хотят принять чужую волю, даже если это - воля Всевышнего, выведшего их из дома рабства. Это ужасно! Но наши мудрецы говорят, что и грехи прошлых поколений могут научить нас многому полезному. Поколение пустыни было осуждено на смерть в пути к земле, текущей молоком и медом. Но не только о непокорности человеческой рассказывает нам здесь Тора, но и о великом стремлении к свободе, заложенной в сердце каждого. Свобода выбора, связана, разумеется, с ответственностью. Но без этой свободы «нет различия между человеком и скотиной». Если мы не дерзаем перечить - мы перестаем быть «образом и подобием» Всевышнего, перестаем быть людьми.
Род человеческий, подобно поколению пустыни, бредет окольными путями, спотыкаясь в потемках, тратя порой сорок лет на путь в несколько дней. Хорошо бы сократить скитания и избежать ошибок. Но ведь и дитя учится ходить, набивая шишки.
Поколение, родившееся в пустыне, с боем вошло в землю Израиля. Всевышний был с ними, но выбор они сделали сами. Их отцы были ослеплены великим светом, они же сами видели мало чудес и воевали, пахали и сеяли, не ожидая даров и знамений.
Нет в этой истории плохого поколения и хорошего, жизнь вообще плохо выглядит на черно-белых фотографиях, жизнь любит цвета, оттенки, полутона.
Поколение рабов, поколение бунтарей, еще не распробовавших свободу, но уже решившихся перечить Творцу было избрано принять Тору - для себя и для нас с вами, и детей наших до конца дней.
Поколение, родившееся в песках, не зная недавнего рабства отцов, не зная оседлой жизни будущих детей своих, нашло в себе силы обрести родину и дом - для себя и для нас с вами, и детей наших до конца дней.