Суббота «Балак»
10 тамуза 5762 гола
20/6/2002
СУДЬБА ЗЛОГО ГЕНИЯ
Есть ли в мире профессия более древняя, чем охотник на евреев,- можно спорить. Но что никогда им не грозила безработица - это точно. Одним из самых талантливых охотников древности был одноглазый Билъам, великий злодей и пророк.
История простая. После блестящих побед евреев царь Балак ищет иной, не военный, не силовой способ борьбы с ними.
Он - как это современно звучит в наши дни! - решил нанять Кашперовского. В то время его звали Билъамом. Нет, это не точно. В наши дни чародейством занимаются талантливые шарлатаны. А тогда (особенно на Ближнем Востоке) можно было встретить и настоящего колдуна, прорицателя. Балак надеется на магические способности Бильама и посылает за ним представительную делегацию с соблазнительными предложениями.
Бильам был не лишен здоровой интуиции (а говорят, и пророческого дара), он с самого начала не хотел идти «на дело», знал, что с евреями не стоит связываться. И не столько с евреями, сколько с их небесным Покровителем. Но соблазн был велик, да и Всевышний разрешил (в видении) Билъаму иди к Балаку. Дорога не обошлась без чудес, ослица обрела дар речи (говорят, по сей день успешно читает лекции в одном из престижных университетов). Чем все это дело кончилось, знает каждый. Балак водил Билъама с места на место, с горы на гору, надеясь, что тот сумеет проклясть Израиль, но всякий раз, когда злой пророк раскрывал рот, из него так и сыпались благословения и светлые видения будущего.
Образ Билъама сложен. С одной стороны, он великий и признанный всеми мудрец своей эпохи, с другой - враг и ненавистник Израиля. Впрочем, кто сказал, что одно не может ужиться с другим?! Нас учили, что истинный интеллигент не может быть антисемитом. Но беглый экскурс в историю доказывает, что правило это никогда не было ничем иным, кроме наивной еврейской выдумки. Даль и Достоевский в России, милый папа Мики-Мауса
Уолт Дисней и его соотечественник Форд не были глупцами или дикарями. Не был таковым и Рихард Вагнер, призывавший в публицистических (не лишенных таланта) статьях к поголовному уничтожению еврейского народа. Так что, антисемитизм не никак не связан с интеллектуальным уровнем. Дело тут в другом, в специфике личности: «Последователи злодея Билъама (подобно ему самому) завистливы, высокомерны и похотливы» говорят мудрецы в трактате «Авот» (5:19). Н, разбирая личностный механизм клаустрофобии, они отдают должное и талантам Билъама: комментируя стих Торы «И не было в Израиле пророка, подобного Моше...»,- они говорят: «У Израиля не было, а у народов мира был: Билъам, сын Беора».
Несправедливо! Завистливый, высокомерный и похотливый,- ну за что ему был дан уникальный пророческий дар?! Именно такой вопрос и задают мудрецы: «Почему Билъаму был дан дар пророчества? Чтобы в будущем народы мира не могли сказать в день Суда: "Владыка мира! Если бы нам был дан пророк, подобный Моше, мы приняли бы Твою Тору". Вот Он и дал им Билъама».
Человеку не дано принять Тору, не приложив к тому духовных усилий. У Билъама был могучий духовный потенциал, удивительный, уникальный дар, который остался нереализованным, точнее, был обращен во зло.
Кто сказал, что это история о далеком прошлом?! Тора не рассказывает нам истории, она призвана указывать путь каждому во всех поколения. Таково и само имя книги «Тора» - «указание».
Трагедия Билъама, который мог кардинально изменить ход истории, но со всеми его талантами, остался тривиальным антисемитом, должна навести нас на простенькую мысль: Всевышний щедро раздает возможности и дарования, но только мы сами решаем, как и во имя чего их использовать.
Один и тот же потенциал может реализоваться в личность, подобную Моше или Агарону. А может вырасти в бешенного одноглазого Билъама, ведущего диалог не с вечностью, а с собственной ослицей. Для такого человека даже одаренность и незаурядность превращаются в деструктивные факторы.
Горька доля злого гения.