СВЯТЫ БУДЬТЕ, ИБО СВЯТ Я
«Когда будете жать жатву... не дожинай до конца края поля твоего и опавшего при жатве не подбирай... Бедному и пришельцу оставь...»
(«Ваикра», 19:9,10)
«7 августа 1932 года ЦИК и СНК СССР издали Постановление "Об охране имущества государственных предприятий и колхозов" предусматривавшее наказания от 10 лет до расс-рела. В народе этот указ получил название "об ответственности за упавшие колоски"».
(Чупров В. «Мифы о причинах поражений Красной Армии»)
Вот такая пара цитат.
Наша недельная глава называется «Святы будьте». И, словно предваряя нашу автоматическую реакцию: «Я, разумеется, не святой, да и кто свят...», - Тора четко и недвусмысленно объясняет, что быть святыми мы можем и должны. Но это не значит, что над головами фланирующих по улице Алленби засияют нимбы. Просто слово «святость» в Торе имеет вполне определенный и отличный от общепринятого смысл.
Вернемся к началу главы:
«Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои соблюдайте. Когда будете жать жатву в стране вашей, не дожинай до конца края поля своего и опавшего при жатве не подбирай. И виноградник свой не обирай дочиста, и оставшиеся отдельные ягоды в своем винограднике не подбирай - бедному и пришельцу оставь их. Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга. Не клянитесь ложно Именем Моим. Не обирай ближнего своего, и не грабь, не задерживай у себя на ночь заработок наемника своего до утра. Не злословь глухого и перед слепым не клади препятствие. Не совершайте несправедливость на суде, не будь снисходителен к нищему и не угождай знатному: по правде суди ближнего своего. Не ходи сплетником в народе своем; не оставайся равнодушным к крови ближнего своего. Не питай в сердце своем ненависти к брату своему; увещевай ближнего своего - и не понесешь за него вину. Не мсти, и не храни злобу на сынов народа своего, и люби ближнего своего, как самого себя».
Говоря о невозможности святости для «простого человека», многие имеют в виду старую христианскую байку о том, что-де «закон нельзя исполнить», что соблюдение всей Торы невозможно в силу несовершенства человека. Но, говоря о святости, Тора вовсе и не имеет в виду простое соблюдение заповедей: воздержание от запретного и исполнение заповеданного - не святость, а норма.
Святость - это «освящение себя дозволенным», воздержание от дозволенного, но излишнего или аморального. Гитлер, да истлеет имя злодея, говорил: «Я ненавижу евреев за то, что они дали миру мораль».
И все же святость, как ее ни толкуй, - дело непростое. Это тотальное требование, преображающее всю жизнь человека, определяющее каждый шаг, каждое слово и даже каждую мысль.
Целое племя психологов (впрочем, многие из них как раз нашего племени) живут и кормят семьи свои за счет проблем недостаточного или избыточного самоконтроля.
А святость - это как раз и есть самоконтроль и анализ каждого действия. Человеку свойственно искать успех, благополучие, удобство, свободу. Тора не видит в этом греха, она не призывает к умерщвлению плоти, к аскетизму. Тора разрешает человеку многое, не требуя, чтобы он превратился в ангела. Но она ставит перед нами, может быть, более трудную задачу: быть людьми.
Не надо целибата, можно и нужно жениться и рожать детей, но «почитать жену следует больше, чем самого себя».
Не надо отказываться от собственности, но упавшие и недожатые колоски нужно оставить нищему ( 10 лет лагерей, помните?).
Не упраздняется «эксплуатация человека человеком», но зарплату, будь любезен, плати в срок («не задерживай у себя на ночь заработок наемника твоего до утра»).
Не сказано «не судите, да не судимы будете», но велено: «Не будь снисходителен к нищему и не угождай знатному: по правде суди ближнего своего».
Иными словами, быть святым - значит быть человеком.