В МГНОВЕНИЕ ОКА
Старый ребе велел своим хасидам и всему Израилю: "Жить в ногу со временем", то есть, искать ответ на все актуальные вопросы в "синхронном" тексте Торы – в недельной главе. Рассказ о прошлом избавлении, об Исходе, учит нас пониманию Избавления грядущего.
"Я Г-сподь, Я исполню завет Мой с сынами Израиля, чтобы дать им во владение землю Кнаан, землю, в которой жили их предки. И Я выведу вас из-под ига египетского и избавлю вас от служения им, и спасу вас мышцею простертою и казнями великими, и будете вы народом Б-га. И дам вам во владение ту землю, о которой клялся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову". И говорил Моше об этом сынам Израиля, но они не слушали Моше по малодушию и из-за тяжкого труда". Мудрецы расскрывают нам тайну: если бы евреи встали по слову Моше и отправились в путь, все было бы иначе: ни казней египетских, ни упрямства фараона, ни скитаний по пустыне. И евреям, и народам мира было бы легче, но евреи не услышал слов Моше.
Этот "недослых" обошелся нашим предкам дорого: страдания в Египте и в пустыне, смерть целого поколения, "депортация" из Египта и даже принудительная война за землю Израиля.
Что же это за "малодушие" (буквально – коцер руах – короткодушие) и как оно связано с рабскими условиями жизни? Иудаизм утверждает полную свободу воли. Еврей сам строит свою судьбу и не в праве пенять на внешние обстоятельства. Все, что мы имеем – это то, что мы избрали. Хорошо сказал об этом Иосиф Бродский:
"Но плакать о себе – какая ложь!
Как выберешь ты, так и проживешь.
И все же, Тора признает, что человек подвержен в какой-то степени влиянию внешних факторов. Тяжелая работа, рабские условия жизни, несомненно повлияли на психологию наших предков. Но Тора называет этот фактор вторым, менее значительным. Первая же причина нашей беды все же – в нас самих, в нашем малодушии.
Марксисты говорили, что "бытие определяет сознание". Иудаизм говорит: "сознание определяет бытие". Талмуд рассказывает, что когда мудрецы Синедриона по ошибке "назначали" весну (в еврейском календаре) на месяц раньше, деревья в Эрец-Исраэль цвели в точности на месяц раньше.
Еще до того, как психологи изобрели термин "позитивное мышление", хасиды говорили: "трахт гут – вет зайн гут",- "думай о хорошем, и все будет хорошо".
Не надо быть "религиозным мракобесом", чтобы согласиться с этим подходом: каждый может вспомнить множество примеров, когда два человека, выросшие в одних и тех же условиях (даже два близнеца) совершенно по-разному строят свою судьбу. В конечном итоге - так, как каждый из них выбрал, решил.
Правые и левые живут на одной земле, их личность формируются в одних и тех же семьях, дворах и школах. Они смотрят на оду и ту же ситуацию – и видят разные картины. Да что там разные, - диаметрально противоположные.
Если сосед или сослуживец, пытаясь объяснить вам, "новичку" в стране, ситуацию и привести вас к "правильным выводам" начинает свою речь с упоминания арабов, - можете его дальше не слушать. Он или ничего не понимает, или намеренно вводит вас в заблуждение.
Арабы не играют в наших проблемах почти никакой роли. Мы сами их генерируем и решать их должны сами. Да, один скажет, что они порабощены нами и ведут справедливую борьбу, другой отметит их жестокость и подлые методы ведения войны. Но все это – только вторичные обстоятельства. Мы терпим поражение за поражением не потому, что они правы или жестоки. Мы терпим поражения по собственному малодушию, от нежелания слышать и слушать слова Моше. Этот вывод может показаться пессимистическим. Но это ошибка: все наоборот! Проблема решится в ту минуту, когда мы осознаем проблему и решим жить иначе, жить по-еврейски. "Мит айн кер", - в мгновение ока, так обещал Ребе, – все переменится. И как в старом анекдоте, арабы подожмут хвост, бормоча: "Ах, так вы не отдаете Иерусалим? Что же вы сразу не сказали?!".