Суббота «Тазриа-Мецора»
29 нисана 5762 года
11/4/2002
ЗМЕИНЫЙ ЯЗЫК И ЗМЕИНАЯ КОЖА
Читая недельную главу, трудно отделаться от ощущения, что переводить слово цараат как «проказа» вряд ли верно, хотя именно так это слово обычно и переводят не только на русский, но и на такие богатые отличными переводами еврейских книг языки, как английский и французский.
Так о какой же болезни идет Речь?
Судя по описанным симптомам, да и по методам лечения - это отнюдь не lepra. Намек на особую природу этой таинственной болезни можно найти в ее еврейском названии, которое можно перевести по созвучию и как «злословие».
В древние времена, говорят комментаторы, грешивший злословием наказывался «проказой» и подлежал удалению за пределы стана.
Это объяснение не может не вызвать новый вопрос. Мы знаем, что в «Небесной канцелярии» Судья всего живого наказывает грешников так, что в самой форме наказания всегда скрыт намек на суть преступления.
Называется этот принцип мида ке-негед мида - «мера за меру».
Непонятно, почему наказанием за злословие выбрана «проказа». Не естественнее ли было бы наказание типа «типун тебе на язык»?
Разберемся, какой, собственно говоря, ущерб наносит сплетник и клеветник своим жертвам. Он вносит в общину, семью, общество раздоры и раскалывает их изнутри. Разрушительный эффект злословия состоит в разрыве межчеловеческих связей.
Следовательно, по принципу мида ке-негед мида, наказанием за злословие должно быть превращение болтуна в изгоя, его изоляция, исторжение из общества. Кажется, найден ответ на вопрос, поставленный в начале статьи. Но остается неясным, почему за распущенность языка человек должен быть наказан язвами на коже.
Кожа прокаженного подобна коже змеи, - говорят мудрецы. И действительно, в наших древних текстах змей не раз назван «прокаженным».
Змей, как мы помним, уговорил Хаву и Адама отведать от запретного плода с Древа познания добра и зла. Менее памятно многим, что все началось с хитрого и злого языка Змея, перевравшего слова Всевышнего. Связь между грехом Змея и злословием не ограничивается этим: клеветник не получает никакой пользы от своих слов, как змея не получает пользы, кусая.
Клеветник разрушает гармонию между мужем и женой, как это сделал библейский Змей. Клеветник приносит смерть в мир, как некогда сделал Змей. Недаром говорят мудрецы Талмуда: «Жизнь и смерть зависят от языка». Они говорят: «Злой язык поражает сразу троих: не только того, о ком идет речь, но и злословящего и слушающего злые слова».
Как же был наказан Змей? Если в начале говорится: «Змей же был хитрей всех зверей полевых», то после совершения греха сказано: «Проклят ты из всех животных и из всех зверей полевых». Написано: «На брюхе твоем ты будешь передвигаться, и прах будешь есть все дни жизни твоей» - отсюда можно заключить, что до греха Змей не ползал, а ходил в полный рост, и питался не прахом, а той же пищей, что и человек. Итак, злословие человека подобно злословию Змея, и обоим полагаются сходные наказания. Клеветник хочет выставить ближнего в отвратительном, отталкивающем свете, и вот он сам покрывается омерзительными язвами, люди начинают шарахаться от него. Он хотел отдалить ближнего от друзей и близких - и сам оказался в изоляции, в одиночестве.
С годами библейская проказа стала редкостью, а потом и вовсе исчезла.
Значит ли это, что мы праведнее наших предков и умеем обуздывать страсть к злословию?
К сожалению, нет.
Напротив, именно потому, что в наше время все (точнее, почти все) злословят, нет больше смысла и возможности «украшать» всех достойных того язвами.
Но вид нашей чистой, холеной кожи не должен успокаивать. Отнюдь нелишне всякий раз, открывая рот, вспомнить об отвратительных язвах проказы.