Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

О единстве и спорах

О ЕДИНСТВЕ И СПОРАХ

Кажется, есть категории, безусловно, позитивные в сознании человечества: мудрость, труд и трудолюбие, верность. Противоположные же категории (глупость, безделье, измена), кажется, единодушно осуждаются. Разумеется, стоят на полке немым укором консенсусу «Похвала глупости» (Эразм Ротердамский), «Похвала безделью» (Бертранд Рассел) и «Похвальное слово непостоянству» неизвестного китайского средневекового мыслителя, но книги эти скорее исключения, подтверждающие правило.

И если есть у этого консенсуса сердцевина, то в ней — мир (в смысле тишь да гладь), как всеобщая и неоспоримая ценность. Начнут люди о чем-нибудь спорить, — их тут же пытаются вразумить словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно».

Еврейская традиция издревле не только допускала разногласия в рамках иудаизма, но и поистине освящала как одну из важнейших ценностей махлокет лешем шамаим («спор во имя истины»).

Раби Йосеф ибн-Каспи в книге «Мецареф ла-кесеф» отмечает удивительный по силе намек в истории праотцев. Итак, у нашего предка Эвера (в честь которого нас и зовут евреями) был сын — Пелег (в переводе — раскол, спор, конфликт), а потому праотца нашего Авраама можно называть не только Авраам a-Иври (сын Эвера, буквально — «человек с другого берега»), но и Авраам a-Палги (сын Пелега, буквально — «раскольник»). Если хотите Абрам Раскольников. «Все мы, дети его, склонны к спорам и расколам, к дискуссиям и препирательствам».

Известны слова мудрецов («Авот» 5, 17): «Всякий спор во имя истины останется, а спор не во имя истины — не останется»,- слова эти так привычны нашему уху (трактат «Авот» читается по меньшей мере раз в году), что мы и не задумываемся, а что, собственно означают слова «останется — не останется». Ясно, что это высказывание хвалит искренний и бескорыстный спор и осуждает политические дрязги.

И все же, точнее перевести слова мудрецов? Обратимся к комментарию р. Ова-дии из Бартануры: «Всякий спор во имя истины останется, то есть, люди, ведущие его не будут потеряны для еврейства, не погибнут, потому приведен в пример такого конфликта спор между учениками Гилеля и дома Шамая, ведь и те, и другие остались евреями, а спор не во имя истины — не останется, как было в истории с Корахом и общиной его, ведь ничего не осталось от них». Таким образом р. Овадия устанавливает связь между мотивами спора и судьбой спорщиков.

Многие комментаторы (например, «Акедат Ицхак») понимают слова мудрецов иначе: «Всякий спор во имя истины останется, то есть будет длиться из поколения в поколение, а спор не во имя истины — не останется, то есть быстро будет разрешен».

Так или иначе, споры сопровождают евреев из поколения в поколение, они свойственны нам до такой степени, что слова благословения «и будешь собранием народов» (Берешит 28:3), могут быть поняты так: «потомки твои всегда будут отличаться друг от друга, как если бы были из разных народов» («Гаамек давар» 27, 3).

Шадаль в «Йесодей га-Тора» говорит о том, что различия между евреями не только не являются негативным фактором, но и естественны, ведь не создал Всевышний людей одинаковыми, а у евреев это проявляется ярче, чем у других.

Можно сказать, что евреи подарили миру две значимые (и порой воспринимаемые как взаимоисключающие) ценности: миролюбие и культуру дискуссии.

Еврейский путь состоит не в том, чтобы весь народ, как один человек, шагал в ногу к светлым далям, и не в том, чтобы брат не слышал брата и опровергал каждое его слово. Наш подход учит спорить, не теряя голову и сердце, спорить ради истины и мира, не оскорбляя оппонента и не отказываясь от «своей правды». Кот Леопольд был, разумеется, милейшим созданием, и его слова «ребята, давайте жить дружно», звучат вполне по-еврейски, но нуждаются в существенном дополнении: давайте жить дружно, не изменяя себе и не пытаясь подстроиться под другого. Давайте спорить, не переходя на личности и стремясь только к одному, к истине. Без вражды.