Недельная глава посвящена странной и интригующей теме: строительству Храма. Идея «затиснуть» Всевышнего в ограниченное помещение или, в менее примитивной интерпретации, выделить место для общения с Ним, хорошо знакома человечеству и присутствует практически в любой культуре и религии. Но мы-то привыкли отделять свою веру от чужих словом легавдил (да не будут рядом помянуты)! Как же нам, евреям, согласовать представления о бестелесном Б-ге, пребывающем вне времени и пространства, с идеей Храма?
Более того, Тора (Устная и Письменная) рассказывает о созидании Храма неожиданно подробно: перечислены пятьдесят материалов (от золота, до шерсти), из которых изготовлены части святилища, названы тридцать девять «технологических процессов» (от пахоты до написания букв).
Ответ на первый недоуменный вопрос (как «втиснуть» Б-га в Святилище?) известен: сказано «И построят Мне Храм и буду жить среди них (а не в нем)». Созидательное усилие и жертвенная готовность человека превращает его самого, его душу (а не материальное Святилище) в «жилище Б-га».
А вот на второй вопрос (к чему столь подробное описание Святилища?) мы находим интересный ответ как в Мидрашах, так и кабале и хасидизме.
Мишкан (Святилище, Храм, от корня лишкон – пребывать) рассматривается как микромодель вселенной и как модель человека одновременно (ведь известно, что сам человек назван микрокосмосом, малой вселенной).
Скажем, Ковчег Завета (Арон га-Брит) соответствует интеллекту и вербальным способностям, семисвечник (Менора) – зрению, внутренний, золотой жертвенник – обонянию, внешний – пищеварительной системе.
Рамбам делил все сотворенное на три категории: физические, духовно-физические и чисто духовные объекты. Этому делению соответствуют и определенные категории времени: будни, суббота и Йом-Кипур (Суббота суббот).
В Святилище этому соответствует деление на внутренний двор, Святая и Святая Святых.
Во внутреннем дворе омывают руки и ноги коаним, горит на жертвеннике тук животных. В Святая, вход туда дозволен только очистившимся коганим, на золотом жертвеннике воскуряются благовония, горят огни золотой Меноры. В Святая Святых (вход в которую открыт только в Йом-Кипур происходит духовное служение.
Можно, ли указать на центр, фокус Святилища? Рамбам (будучи рационалистом) считает таковым наименее священный компонент – внешний жертвенник, ибо именно там осуществляется главное предназначение Храма – принесение жертв.
А вот его оппонент - каббалист Рамбан указывает на Ковчег, ведь именно оттуда исходит откровение, звучит голос Б-га.
Таким образом, рационалист и мистик предлагают две концепции служения Всевышнему. В первой центральным моментом является служение человека Б-ry, во втором – обращение Б-га к человеку.
«И то, и другое – слова Б-га Живого»,- так часто подытоживает Талмуд спор мудрецов. И в данном случае, как в рациональной, так и в мистической трактовке предназначения Храма, можно и нужно начти не противоречащие друг другу, а взаимодополняющие аспекты истины.
Недаром одним из названий Храма является огэль моэд – шатер встречи. Здесь встречаются человек (в своем движении к Б-гу) и Б-г (в движении навстречу человеку).
Без этого движения, без усилия с нашей стороны, без поиска и жертвенности встреча может и не состояться.
***
В публикации о новом издании «Фарбренген» (прошлый выпуск) все было хорошо, кроме главного: контактный телефон мы напечатали неправильно.
Звоните 02-586-0247 и читайте на здоровье.
Кстати, поскольку это домашний телефон самого Эзры Ховкина, то можете заодно поинтересоваться и его книгами.