ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ И ЗЕМНОЙ
«И сказал Б-г, обращаясь к Моше: "Вот Я посылаю вам хлеб с Небес; и будет выходить народ и собирать ежедневно, сколько нужно на день, - чтобы Мне испытать его: будет ли он поступать по закону Моему или нет» («Шмот», 16:4).
Есть в этом стихе нечто странное: каким образом дарование Небесного хлеба связано с экзаменом на верность, который предлагается сдать народу Израиля?
Не вполне понятно, как изобилие пищи может повлиять на выполнение (или невыполнение) закона, данного Всевышним народу Израиля?
Скорее, мы назвали бы испытанием голод, лишения. Но повседневное, не зависящее от поведения человека дарование всего необходимого - это не испытание, а нечто диаметрально противоположное.
На всякий глубокий вопрос не бывает одного правильного ответа - их множество, столь же глубоких и разных.
Многие мудрецы считали, что изобилие поставило евреев перед испытанием свободой. Только что они были рабами. Для раба не только не существует проблемы досуга, свободного времени, но и сами эти понятия ему не знакомы.
И вот едва обретшим свободу рабам предлагается практически неограниченный достаток и жизнь, которая целиком состоит из досуга, а все время их оказывается свободным.
Как жить в этом принципиально новом положении - по-своему не менее опасном, чем в условиях угнетения и унижения? Это - действительно серьезное испытание.
Другие мудрецы прошлого отмечают еще один любопытный аспект, связанный с регулярно выпадавшей с неба манной. В этом втором подходе отражен иной аспект свободы: неуверенность в завтрашнем дне. Раб знает: пусть сегодня и было плохо, зато с уверенностью можно сказать, что будет завтра: в точности то же самое. Свободный человек должен быть готов к сюрпризам. Судите сами: изо дня в день люди получают хлеб насущный, не будучи твердо уверенными в том, что это чудо повторится завтра. Согласитесь, это серьезное испытание на психологическую прочность.
А есть объяснение и попроще. Мудрецы предупреждали, что безделье неизбежно ведет к греху. А еще говорили, что грешит только тот, кем овладел дух глупости. А если слить эти две формулы в одну, то получится простенько: от праздности недолго и рассудок потерять.
Вот и получается: падают с неба булочки (а в Песах, скажем, маца) -и все по темечку.
И так эта мысль проста, что каждый под ней подпишется. И самый богатый и щедрый отец не станет растить сына в праздности, хотя «Небесный хлеб» тому, вроде, обеспечен. Не враг он чаду своему, потому и учит трудиться, зарабатывать, заставляет узнать цену копейке.
Во всем, что касается материальных благ - консенсус. Но ведь и духовный хлеб должен доставаться трудом!
Можно ли научить человека чему-нибудь? Именно научить извне, без усилия, и желания, и труда со стороны самого ученика?
Мы живем в потребительский век; тот, кто в состоянии платить, будет и накормлен, и одет, и обеспечен всем необходимым. И душа его не останется без внимания профессионалов: и развлекут, и просветят.
Но недаром рассказывает мидраш, что даже обилие манны небесной не давало ощущения сытости. Не насытишь душу, принимая пищу из чужих рук. Свой духовный хлеб (а в Песах, скажем, духовную мацу) каждый должен добыть трудом души.
Мы (как бы это назвать - популяризаторы иудаизма?) можем перевести наши важнейшие источники на русский язык и даже на украинский. Можем разменять самые сложные идеи на притчи и аллегории. Можем подготовить людей к праздникам, расписать все законы и обычаи по параграфам.
Но учиться - вам самим. И праздновать - самим. Чтобы не был хлеб ваш «хлебом позорным» - дармовым, не заработанным. Чтобы каждое слово было не навязано извне, а выстрадано и понято.
Мало кто из нас знаком с крестьянским трудом. Но каждый, чья душа голодна, должен сам поработать, чтобы вырастить для нее хлеб;