Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

С днем рождения, человек!

Ницовим-Вайейлех

22 элула 5762 года

30/8/2002

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЧЕЛОВЕК!

Новый год? Нет, мы называем этот день иначе. Рош га-Шана — «Голова года»

Странное это название — ну какая у года может быть голова? И думать он не умеет, и замкнут в цикл — с любого дня начни отсчет — к нему же и вернешься.

Год даже на старинный символ вечности (змея кольцом, хвост в пасти) не похож, скорее на кольцо «без начала и конца».

Так что, не календарная круговерть лежит в основе осеннего праздника Просто мы, люди, в этот день отмечаем день рождения Общий для всех, день рождения того самого Человека (а по-еврейски — Адама), от которого все мы произошпи, такие разные и порой непримиримые братья.

Наши постоянные читатели, разумеется, не заподозрят нас в симпатии к арабским убийцам, российским погромщикам или американским неонацистам. Но от родни не скроешься все они, нелюбимые и неуважаемые — братья по крови величайшим праведникам и нам с вами.

Это не какая-то заумная идея о всеобщем братстве — и рад бы от такой родни избавиться, да библейский рассказ об общих (пра)родителях мешает.

Вообще-то, мудрецы наши не просто верили (как верим и мы) в рассказ о сотворении Человека (с большой буквы — потому что он был один и таково его имя), но и считали, что этот факт многому может и должен научить.

«Учили мудрецы наши (Почему человек) был создан единственным? Для того сотворен человек единственным, чтобы научить тебя, что всякий, кто погубил жизнь одного еврея, — свидетельствует о нем Писание, как будто погубил он весь мир, а всякий, кто спас одну жизнь, — как будто спас весь мир.

И чтобы никто из людей не говорил: «отец мой выше твоего отца».

И чтобы не говорили еретики: «множество владык на небе». И чтобы поведать величие Всевышнего — ибо человек, когда чеканит монеты одним чеканом, все они похожи одна на другую, но Всевышний, хотя и чеканит каждого чеканом первого человека, и ни один не похож на другого. И потому каждый обязан говорить ради меня сотворен мир» (Сангедрин 37а)

Сама же история творения в ее мельчайших подробностях — отличный материал для размышления накануне дня рождения.

Например, Всевышний говорит «сделаем человека». Какой фурор! С кем это Он собирается вместе творить?! Не языческое ли наследие — едко вопрошают критики Да нет, все куда проще и глубже Творец обращается к Адаму, а значит, к каждому из нас — если ты захочешь быть человеком, мы вместе — ты и Я — сделаем из тебя человека.

А еще не безынтересно полюбопытствовать, какая именно работа по саду (Эденскому) была поручена Адаму. Мидраш рассказывает, что Адам увидел в саду интересную картину: растения пробились сквозь поверхность почвы, но не растут. Мичурин на его месте забегал бы по саду с лопатой и прививочным ножиком. Но на то первый человек и был Адамом, чтобы думать, а не бегать. Задумался он и понял, что им нужна не просто вода — скажем, из лейки, а вода небесная – дождь. А дождь — это благословение, а не просто метеорологический феномен. Вот тут то и была произнесена первая молитва, молитва о дожде. Со взгляда на невысокие деревца в Эдене начался молитвенный монолог человечества, а по сути великий и диалог творения со Творцом.

А еще было велено Адаму охранять сад. От кого же? Воров не было, погода была тихая, звери тоже не шалили.

Да, интуиция вас не подвела, да и почти шесть тысячелетий опыта не могли не подсказать правильный ответ. Человек должен охранять сотворенный не им мир от самого себя. От решительных своих рук, от революционных идей, от короткомыслия и быстроделания.

Все то, что сказано о начале творения относится и к нам, ныне живущим.

Замените в рассказе «сад» на «душу» свою и готовьтесь к дню рождения просите дождя, не изводите посаженное и проросшее, берите в соавторы самого Творца — и делайте из себя человека, адама, Адама — венец творения.