Ницовим-Вайейлех
22 элула 5762 года
30/8/2002
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЧЕЛОВЕК!
Новый год? Нет, мы называем этот день иначе. Рош га-Шана - «Голова года»
Странное это название - ну какая у года может быть голова? И думать он не умеет, и замкнут в цикл - с любого дня начни отсчет - к нему же и вернешься.
Год даже на старинный символ вечности (змея кольцом, хвост в пасти) не похож, скорее на кольцо «без начала и конца».
Так что, не календарная круговерть лежит в основе осеннего праздника Просто мы, люди, в этот день отмечаем день рождения Общий для всех, день рождения того самого Человека (а по-еврейски - Адама), от которого все мы произошпи, такие разные и порой непримиримые братья.
Наши постоянные читатели, разумеется, не заподозрят нас в симпатии к арабским убийцам, российским погромщикам или американским неонацистам. Но от родни не скроешься все они, нелюбимые и неуважаемые - братья по крови величайшим праведникам и нам с вами.
Это не какая-то заумная идея о всеобщем братстве - и рад бы от такой родни избавиться, да библейский рассказ об общих (пра)родителях мешает.
Вообще-то, мудрецы наши не просто верили (как верим и мы) в рассказ о сотворении Человека (с большой буквы - потому что он был один и таково его имя), но и считали, что этот факт многому может и должен научить.
«Учили мудрецы наши (Почему человек) был создан единственным? Для того сотворен человек единственным, чтобы научить тебя, что всякий, кто погубил жизнь одного еврея, - свидетельствует о нем Писание, как будто погубил он весь мир, а всякий, кто спас одну жизнь, - как будто спас весь мир.
И чтобы никто из людей не говорил: "отец мой выше твоего отца".
И чтобы не говорили еретики: "множество владык на небе". И чтобы поведать величие Всевышнего - ибо человек, когда чеканит монеты одним чеканом, все они похожи одна на другую, но Всевышний, хотя и чеканит каждого чеканом первого человека, и ни один не похож на другого. И потому каждый обязан говорить ради меня сотворен мир» (Сангедрин 37а)
Сама же история творения в ее мельчайших подробностях - отличный материал для размышления накануне дня рождения.
Например, Всевышний говорит «сделаем человека». Какой фурор! С кем это Он собирается вместе творить?! Не языческое ли наследие - едко вопрошают критики Да нет, все куда проще и глубже Творец обращается к Адаму, а значит, к каждому из нас - если ты захочешь быть человеком, мы вместе - ты и Я - сделаем из тебя человека.
А еще не безынтересно полюбопытствовать, какая именно работа по саду (Эденскому) была поручена Адаму. Мидраш рассказывает, что Адам увидел в саду интересную картину: растения пробились сквозь поверхность почвы, но не растут. Мичурин на его месте забегал бы по саду с лопатой и прививочным ножиком. Но на то первый человек и был Адамом, чтобы думать, а не бегать. Задумался он и понял, что им нужна не просто вода - скажем, из лейки, а вода небесная – дождь. А дождь - это благословение, а не просто метеорологический феномен. Вот тут то и была произнесена первая молитва, молитва о дожде. Со взгляда на невысокие деревца в Эдене начался молитвенный монолог человечества, а по сути великий и диалог творения со Творцом.
А еще было велено Адаму охранять сад. От кого же? Воров не было, погода была тихая, звери тоже не шалили.
Да, интуиция вас не подвела, да и почти шесть тысячелетий опыта не могли не подсказать правильный ответ. Человек должен охранять сотворенный не им мир от самого себя. От решительных своих рук, от революционных идей, от короткомыслия и быстроделания.
Все то, что сказано о начале творения относится и к нам, ныне живущим.
Замените в рассказе «сад» на «душу» свою и готовьтесь к дню рождения просите дождя, не изводите посаженное и проросшее, берите в соавторы самого Творца - и делайте из себя человека, адама, Адама - венец творения.