Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Счастливые дни суда

Канун Рош аШана

29 элула 5762 года

6/9/2002

СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ СУДА

У нас эту особую пору года называют «грозными днями», а еще — «десятью днями раскаяния». Все знают — идет суд. И ничего в этом веселого нет, каждому есть о чем вспомнить, отчего проснуться в холодном поту среди ночи.

Но хасидизм дает иной ракурс, новую интерпретацию этой атмосфере. Один из величайших праведников, р. Исраэль из Ружина рассказывал своим хасидам одну притчу…

Впрочем, может быть, нашему поколению лучше познакомиться с ней в «осовремененном» пересказе раби Шломо Карлибаха, «поющего раввина»:

«Однажды молодой человек остановил машину на перекрестке перед светофором, на котором зажегся красный свет. В такие минуты все мы невольно посматриваем по сторонам, ожидая зеленого света. Так же повел себя и наш молодой человек. За рулем соседней машины он увидел не просто красивую девушку. Это была его мечта. Именно ее он всегда и искал. Как завороженный он смотрел на нее. Их взгляды встретились. Оба поняли — это судьба. Но светофор не знал о том, что случилось в двух метрах от него. И красный свет сменился зеленым. Поток машин бросил влюбленных вперед и они потеряли друг друга, казалось, навсегда. Молодой человек искал ее годами, но не мог найти.

Много лет спустя он однажды проехал тот самый перекресток на красный свет. Водились за ним и другие нарушения, обычно сходившие ему с рук, но на этот раз он был пойман и доставлен в суд.

«Встать, суд идет!»

Сердце нашего героя сжалось, распахнулись высокие двери и вошла женщина в судейской мантии.

Это была она, прекрасная незнакомка! Полицейские не могли понять, отчего подсудимый пустился в пляс, чему он так рад: ведь ему грозила тюрьма»,- так рассказывал своим разношерстным и цветастым хасидам реб Шлоймеле.

А сам великий раби из Ружина говорил то же, но в иной форме:

«Пусть суд, пусть приговор! Нам-то что?! Мы встречаемся Возлюбленным, Которого так давно искали. Пусть судит, главное, что мы рядом!» Таковы грозные дни хасида. Не ужас перед приговором наполняет их трепетным напряжением, а ощущение близости Возлюбленного.

Когда реб Шлоймеле рассказывал эту историю, из зала раздался сердитый вопрос: «Разве не имеет значения, в каких обстоятельствах встречаются двое?! Одно дело, когда это свидание, иное — когда один провинился перед другим и предстал перед судом». Улыбнулся «поющий раввин» своей грустной незабываемой улыбкой неисправимо доброго человека и ответил: «Вы правы. Так говорит разум. Но сердце все равно радуется. А ведь оно есть не только у подсудимого, но и у Судьи. Он любит нас. Он не будет жесток в день суда». Но почему Он нас любит? Порой наше избрание кажется странной прихотью, — ну чем мы так уж хороши?!

Лет десять назад в столицах мира по витринам ювелирных магазинов пронеслась коротким вихрем странная мода: массивные украшения из желтого и белого золота, но главное — в них были вкраплены нешлифованные алмазы. Не знаю, приходилось ли вам видеть алмаз. Он как две капли воды похож на маленький камешек, каких тысячи у нас под ногами. Разумеется, богатые модницы не стали бы платить бешеные деньги за мелкий щебень. Они платили за то, чего не увидишь глазом, за то, что может проявиться только под рукой мастера-шлифовщика.

Посмотрите на свой народ, посмотрите на себя в зеркало. Вам кажется, вы видите щебень и гальку? Мастер видит за серой шершавой поверхностью сияющую глубину и ясность «Кохинора»

И тот, кто боится резца Мастера, тот, кто боится суда, рискует навсегда остаться непрозрачным. «Мучай меня Б-же, но смерти не давай»,- говорит царь Давид. И не потому, что боится смерти, а потому, что «только живые славят Б-га, но не те, кто погрузился в безмолвие». А наши трудности и огорчения,- они не наказание и не устрашение — это работа Мастера, превращающего щебень в бриллианты. «Откройте мне врата праведности, войду в них прославляя Б-га»,- продолжает царь Давид.

Вот и пришел Рош гa-Шана. Распахнулись врата праведности.