92. Понимание Божественности на уровне Зеир Анпин и на уровне Арих Анпин



§ 92/стр. 36

В рамках индивидуального подхода понимание

Божественности вмещается в уровень Зеир Анпин[1], а именно: Единый Бог - Творец мира; и мир, и все вещи в нем - все они деяния Его рук[2].

Но это понимание недостаточное (слишком мелкое)[3].

Понимание же на уровне Арих Анпин превосходит его, потому что включает в себя все в высшем единстве[4],

что необычайно выше индивидуального (локального) подхода к пониманию Божественности[5].


(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)



[1] Арих Анпин - это парцуф сфиры Кетер, а Зеир Анпин - париуф сфиры Тиферет. Понятие париуф (лик) означает в Каббале «комплекс сфирот, проявляющийся как личностная манифестация Божественности». Термин Арих Анпин (арам., на иврите «эрэх апаим») буквально означает «длинный лик», «большой лик», «долготерпеливый», а Зеир Анпин - «короткий лик», «малый лик» (в разговорном иврите сегодня «Зеир Анпин» = «в миниатюре») и также «кратко терпеливый», «нетерпеливый». Париуф Зеир Анпин («нетерпеливый») означает Божественное управление миром, основан­ ное на текущем балансе добра и зла, на вознаграждении и наказании. Такой тип диа­лога человека с Богом весьма важен; и при индивидуальном типе диалога с Богом невозможно подняться выше этого уровня.

[2] Соответственно, на индивидуальном «кратком» уровне Диалога человек по­нимает, что Бог - Творец, Он создал весь мир, управляет всем миром и делает все по милосердию и по справедливости.

[3]  Нельзя сказать, что это понимание неправильное, напротив, оно очень нуж­ное и на своем уровне правильное; но наша задача - подняться на более высокий уровень.

[4]  Уровень Арих Анпин - это понимание на уровне «Управление единством мира», когда все в мире имеет обшую цель и обшую задачу. (О двух типах Провидения - «Управление на уровне добра и зла» и «Управление на уровне единства» - см. выше, §5, эта тема также подробно рассматривается у Рамхаля.) Арих Анпин - парцуф сфиры Кетер - это изначальная Божественная воля, стремящаяся продвинуть мир к его цели, в отличие от Зеир Анпин - практического, «естественного» управления миром. Парцуф Зеир Анпин объединяет шесть сфирот (от Хесед до Йесод), которые соответствуют Шести дням творения, т.е. нормальному естественному функцио­нированию мира. Поэтому в диалоге с Богом на уровне Зеир Анпин реализуется «естественное» Божественное управление миром: справедливость, милосердие, лю­бовь Бога. А на уровне Арих Анпин реализуется изначальный глобальный замысел, в соответствии с которым человек должен являться частью Божественного един­ства. (Диалог на уровне Арих Анпин не может быть достигнут, когда человек кон­центрируется только на рассмотрении себя, т.к. масштабы отдельной личной жизни просто слишком малы для «Долгого диалога», простирающегося на всю историю человечества.)

Зеир Анпин является «нетерпеливым» в том смысле, что в нем есть награда и на­казание, текущий баланс грехов и заслуг, милосердия и справедливости. А на уровне Арих Анпин вопрос о справедливости вообще не ставится, поскольку все едино и осмысленно, все Божественно и является добром. Поэтому в диалоге с Богом на уровне Зеир Анпин добро и зло разделены: это хорошо, а то плохо; за это награж­дают, за то наказывают; это продвигает мир, а то мешает этому продвижению; и таково, действительно, локальное функционирование мира. А Арих Анпин - это все­общее единство мира, при котором зла просто не остается, нет места для зла (и по­этому вообще не ставится вопрос о справедливости). См. об этом также ниже, §97.

[5]  Наша задача в диалоге с Богом состоит в том, чтобы не остановиться на ин­дивидуальном уровне диалога, а подняться также к общенациональному: от диа­лога Зеир Анпин подниматься к Арих Анпин, от «Провидения добра и зла» - к «Провидению единства».

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , .