5. Два уровня Божественного Провидения



§5/стр.2

(Следует выделять и отличать два уровня Божественного управления, Провидения, действующего в Мироздании.) Первый - это Божественное управление миром, связанное с нравственным законом[1], проявляющемся как на индивидуальном, так и на общественном и общенациональном уровне; оно является проявлением моральной природы Мироздания[2] и персонифицировано Божественным Именем Элоhим[3].

Однако над этим «Провидением в рамках морального Закона» находится более высокий Провиденциальный уровень,

а именно — Божественный Скрытый Выбор, осуществляемый Всевышним не по нормам открытого морального содержания, но в соответствии с высшими идеалами Провидения[4].

И этот Выбор выше тех условий, в которых Мироздание находится сейчас[5].

Те отблески, которые приходят и распространяются от этого сияния (т.е. от осуществления «Скрытого Выбора»), - они являются внутренней душой всего сущего;и они принимают во внимание не только настоящее и прошедшее, но и будущее[6], что выше порядка времен и их обычных форм.

И все это заключено в Тетраграмматоне[7], в его обычном виде и в разных его формах.

(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)


' Т.е. первый уровень Провидения связан с нравственным законом, наградой за добро и наказанием за зло, - включая, конечно, аспекты раскаяния, прошения, ми­лосердия, благодати и т.п., - т.е. всего того, что составляет в нашем представлении Божественную мораль.

[2]  Таким образом, само Мироздание, по самой своей сути, морально; оно устро­ено Богом так, чтобы в нем действовал моральный закон (подробнее см. главу С-6 настоящего сборника).

[3]  Божественное имя ЭлоЬим (в Торе обычно переводится как «Бог») связывается с проявлением Бога в рамках природы и закона.

[4]  Этот выбор производится не в соответствии с балансом в рамках настояще­го и прошлого (т.е. с заслугами, грехами, милосердием, благодарностью и другими понятными критериями морали), но в соответствии с целью Мироздания, т.е. с тем идеалом, который следует достичь в мире.

[5]  Если Божественное Управление первого типа (т.е. Провидение, которое основы­вается на морали) происходит в соответствии с тем, каков мир и каковы люди в насто­ящий момент, - то Божественное Управление миром второго типа (т.е. Провидение в соответствии с высшим Идеалом) основывается на цели, которую миру предстоит достичь в будущем.

[6] [6]    Т.е. «Провидение, основанное на достижении идеала», принимает во внимание не только прошлое и настоящее (т.е. причину), но и будущее (т.е. цель). Чтобы будущее мира было таким, каким Бог хочет его достичь, для этого в настоящем происходят те или иные процессы. Провидение первого типа является причинностным (каузатив­ным), а Провидение второго типа - целевым (телеологическим).

[7] Тетраграмматон, Божественное Четырехбуквенное Имя (hа-Шем; в Торе обыч­но переводится как «Господь») связывается с проявлением Всевышнего как Бога Завета, своим милосердием преодолевающего Закон и находящегося в высшей, над- природной связи с человеком.

Связь с предыдущим отрывком:

Ранее говорилось, что те явления, которые сегодня являются причиной для огор­чения, в будущем могут стать основой для развития и радости. Огорчение, связанное с текущим состоянием, следует преодолеть, рассматривая текущее состояние не изо­лированно, а как звено в цепи прошлого, настоящего и будущего - и тогда мы увидим, что у событий и ситуаций есть не только причина, но и цель; а это и есть способ пре­одоления огорчения.

Запись опубликована в рубрике: .