Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

67. Мудрецы Торы совершенствуются посредством простолюдинов



§ 67/стр.27

Мудрецы Торы совершенствуются посредством простолюдинов.

Ибо, хотя, конечно, свет Торы дает жизнь всему, но ведь известно также, что «Тора является смертельным ядом для тех, кто держит ее левой рукой»[1].

Изучение Торы уменьшает их силу несравненно больше, чем у людей, вообще несведущих в Торе, которые в жизни повседневной руководствуются простыми естественными решениями.

А поскольку в душе всякого человека есть некоторая доля уродства, то в соответствии с этой мерой искривленности, пусть даже самой по себе и небольшой[2], — пропорционально ей Тора наносит ему вред[3], И в этой области ущерб оказывается несравненно большим, чем награда.

А противоядие против этого смертельного яда, примешавшегося к нему, состоит в объединении мудрецов с простыми людьми из народа.

Ибо посредством этого объединения люди из простого народа могут своим естественным прямодушием, которое не затушевывается никакими умствованиями, повлиять на мудреца.

И тогда исправляется исходная доля этой смертельной отравы, становясь эликсиром жизни, и оживляя этим всю общность, что позитивно влияет также и на сам простой народ[4].

(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)




‘ См. Шабат 886. «Держать Тору левой рукой» означает излишнее усиление кате­гории Суда; см ниже §128.

[2]  Тора наносит вред мудрецу в соответствии с той (хоть и весьма небольшой) долей уродства, искривленности, которая изначально есть в его душе.

[3]  Тора, подобно «увеличительному стеклу», раздувает все стороны его души, как правильные, так и неправильные; и поэтому его душевное уродство, исходно неболь­шое, тоже «увеличивается», так что вред оказывается очень большим, пропорцио­нальным изученной им Торе.

[4] Таким образом, отношения между мудрецами (талмилей хахамим) и просто­народьем (ам Иа-ареи) здесь обрисованы вовсе не односторонними (типа «мудрецы призваны учить и направлять простой народ»), как это обычно представляют, но ам­бивалентными: как мудрецы учат и продвигают простой народ, так и простой на­род тоже исправляет мудрецов. Это соответствует обшему подходу р. Кука, в рамках которого все группы в еврейском народе вносят свой элемент позитивного вклада в обшее продвижение, и при этом каждая из групп имеет свои недостатки и должна исправляться (в частности, под воздействием других групп; см. параллельную схе­му выше в § 21). При этом следует отметить, что у р. Кука совершенно отсутствует (распространенное среди некоторых идеологических учений в его эпоху) преклоне­ние перед простым народом как почти монопольным «носителем духовности» и т.п. Простые люди (как и все остальные части народа), несомненно, обладают своими до­стоинствами и могут позитивно повлиять на других — точно так же, как обладают они и своими немалыми недостатками, и должны сами исправлять их и учиться этому от других; соответственно, «исправление мудреца» помогает в дальнейшем духовному продвижению и «простого народа».