§ 67/стр.27
Мудрецы Торы совершенствуются посредством простолюдинов.
Ибо, хотя, конечно, свет Торы дает жизнь всему, но ведь известно также, что «Тора является смертельным ядом для тех, кто держит ее левой рукой»[1].
Изучение Торы уменьшает их силу несравненно больше, чем у людей, вообще несведущих в Торе, которые в жизни повседневной руководствуются простыми естественными решениями.
А поскольку в душе всякого человека есть некоторая доля уродства, то в соответствии с этой мерой искривленности, пусть даже самой по себе и небольшой[2], - пропорционально ей Тора наносит ему вред[3], И в этой области ущерб оказывается несравненно большим, чем награда.
А противоядие против этого смертельного яда, примешавшегося к нему, состоит в объединении мудрецов с простыми людьми из народа.
Ибо посредством этого объединения люди из простого народа могут своим естественным прямодушием, которое не затушевывается никакими умствованиями, повлиять на мудреца.
И тогда исправляется исходная доля этой смертельной отравы, становясь эликсиром жизни, и оживляя этим всю общность, что позитивно влияет также и на сам простой народ[4].
(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)
' См. Шабат 886. «Держать Тору левой рукой» означает излишнее усиление категории Суда; см ниже §128.
[2] Тора наносит вред мудрецу в соответствии с той (хоть и весьма небольшой) долей уродства, искривленности, которая изначально есть в его душе.
[3] Тора, подобно «увеличительному стеклу», раздувает все стороны его души, как правильные, так и неправильные; и поэтому его душевное уродство, исходно небольшое, тоже «увеличивается», так что вред оказывается очень большим, пропорциональным изученной им Торе.
[4] Таким образом, отношения между мудрецами (талмилей хахамим) и простонародьем (ам Иа-ареи) здесь обрисованы вовсе не односторонними (типа «мудрецы призваны учить и направлять простой народ»), как это обычно представляют, но амбивалентными: как мудрецы учат и продвигают простой народ, так и простой народ тоже исправляет мудрецов. Это соответствует обшему подходу р. Кука, в рамках которого все группы в еврейском народе вносят свой элемент позитивного вклада в обшее продвижение, и при этом каждая из групп имеет свои недостатки и должна исправляться (в частности, под воздействием других групп; см. параллельную схему выше в § 21). При этом следует отметить, что у р. Кука совершенно отсутствует (распространенное среди некоторых идеологических учений в его эпоху) преклонение перед простым народом как почти монопольным «носителем духовности» и т.п. Простые люди (как и все остальные части народа), несомненно, обладают своими достоинствами и могут позитивно повлиять на других - точно так же, как обладают они и своими немалыми недостатками, и должны сами исправлять их и учиться этому от других; соответственно, «исправление мудреца» помогает в дальнейшем духовному продвижению и «простого народа».