§128/стр. 47
Следует стремиться быть соединенным со всем народом и обществом Израиля в целом.
И чем больше человек очистит свои мысли и действия, тем больше он сможет соединиться как с более высокими, так и с более низкими ступенями этого общества.
Но в соответствии с его малостью и с усилением категории Суда[1], объединение это будет менее общим[2].
А все, что недостаточно связано с наиболее низким уровнем, соответственно, будет недостаточно связано и с самой высшей из ступенек[3],
потому что истинная цельность достигается лишь при соединении со всем обществом в целом, во всех формах и категориях, в которых оно существует[4].
(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)
[1] «Усиление категории Суда» (гвура, лин) - это «усиление осуждения», т.е. оценка поступков окружающих людей с точки зрения меры соблюдения ими Галахи, Закона; и если человек подходит к окружающим с такой меркой, то в этом проявляется его «малость». «Гвура» - это «левая сторона», см. об этом также §67.
[2] Поскольку далеко не все общество Израиля соблюдает Галаху, то такой человек не сможет быть связан с этим «несоблюдаюшим» обществом. Путь, предлагаемый здесь равом Куком, состоит в том, чтобы самому, конечно, строго соблюдать Закон, но не оценивать окружающих в соответствии с мерой соблюдения ими Галахи, ибо тогда его соединение с другими частями общества не сможет произойти. Это соединение может осуществляться лишь на основе любви (хесед).
[3] То, что человеку, «оценивающему всех по Галахе», представляется низшим уровнем, на самом деле содержит в себе очень важный свет, пусть и недостаточно «утонченный», но очень мошный. И при отсутствии связи с этим уровнем такой человек лишается «полноты света», а без этой полноты он сам не может достигнуть никаких высших уровней.
[4] В рамках связи этого отрывка с §126 можно сказать, что тот, кто «оценивает окружающих по степени их соблюдения», низводит Божественность до чистого «закона» и тем самым рисует Бога «мелким» (т.е. представляет Его себе только как наказывающего и награждающего), этим он принижает высшую Божественную духовность, и поэтому сам не может подняться до высших ступеней и соединиться с ними.
См. также ниже, §129, §163 и §184.