Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

21. Душа «еврейских отступников» эпохи начала мессианского процесса



§21/стр.11

Душа (нефеш)[1] «еврейских отступников» (букв, «преступников»)[2] эпохи начала мессианского процесса,

тех из них, кто с любовью связал себя с проблемами еврейского народа в целом, Страны Израиля и национального возрождения[3], —

душа эта более исправлена, чем души «истинно верующих», у которых нет этого преимущества самостоятельного чувства[4] во благо национальной общности, и понимания необходимости дела построения Страны и народа.

Однако дух (руах)[5] гораздо более правилен у евреев богобоязненных и соблюдающих заповеди,

несмотря на то, что самостоятельное чувство и пробужденная этим сила действия во благо всей национальной общности не сильны в них по сравнению с первыми[6],

у которых дух искажен и замутняет их сердца настолько, что они связываются с идеями чуждыми и делами нечистыми, которые оскверняют тело и препятствуют исправлению духа; из-за чего, соответственно, и душа их страдает от этой ущербности[7].

Исправление же ситуации придет посредством Мессианского света[8],

и этому весьма поможет распространение учения скрытых тайн Торы и света Божественной мудрости, во всех ее формах, предназначенных для раскрытия[9];

и именно это раскрытие сделает Израиль единым сообществом[10].

И тогда, соответственно, душа (нефеш) богобоязненных евреев будет исправлена посредством той полноты души, которая присуща «преступникам добрым»[11],

реализующим добро по отношению к общенациональной общности и обладающих потенциалом материальной и духовной реализации, достигаемой в человеческом познании и в чувстве[12]

И, наоборот, дух (руах) отступников исправляется посредством влияния богобоязненных, соблюдающих и великих верой.

И тогда на обе эти категории евреев[13] прольется Великий Свет, и проявление полной Тшувы[14] придет в мир, и только тогда Израиль будет готов к Геуле (мессианскому Избавлению).

А высшие праведники, «обладатели высших душ» (нешама)[15], будут сосудами соединяющими, через которые величие света души перейдет слева направо, а величие света духа — справа налево[16].

И будет великая радость, «священники Твои облекутся справедливостью, а благочестивые Твои торжествовать будут»[17].

И произойдет это посредством силы света Мессии[18],

который есть реализация самого царя Давида, поднимающего бремя Тшувы[19], как сказано: «ради Давида раба твоего не отвергается лик Мессии»[20].

(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)



[1]          Нефеш: в Каббале — внешняя, нижняя часть Божественной души человека.

[2]          Т.е. нарушителей заповедей Торы.

[3] Т.е. представителей секулярного сионизма начала 20 века; см. об этом выше, примечание к §2.

[4]  Т.е. эти истинно веруюшие очень сильно ориентируются на книгу и традицию, а самостоятельное чувство развито у них недостаточно.

[5]  Руах: в Каббале — вторая, более возвышенная, более внутренняя (чем нефеш) часть Божественной души человека.

[6]  Поскольку у нерелигиозных сионистов более правильно устроена нефеш, внеш­няя часть души, то они лучше воспринимают Божественность из внешнего мира, из жизни вокруг них и из обычного хода исторического процесса (и из-за этого они и стали сионистами, т.к. «услышали» раздающийся в истории Божественный голос, зовуший их в Сион).

[7]  Т.е. душа (нефеш) у этих первых (нерелигиозных сионистов) исходно лучше, но подвергается сильному вредному воздействию неправильного духа, и поэтому стра­дает и далее постепенно портится. Однако, она все же остается лучше, чем душа у «религиозных, но не сионистов».

[8]  Мессианский свет — это тот свет, который имеет своим источником цель (приход Мессии), а не проистекает из оценки текущего состояния дел. Со стороны Мессианского света каждая группа в еврейском народе рассматривается не по сво­ему сегодняшнему уровню, а по тому вкладу, который она вносит в будущий идеал. (См. об этом также выше, §5.)

[9]   Имеется в виду не собственно изучение Каббалы в прямом или тем более «тех­ническом» виде (ставшее популярным в последнее время), а скорее исходящее из Каббалы внутреннее понимание процессов, происходящих сегодня с еврейским на­родом в целом, со Страной и с Государством Израиль. Такое «применение Каббалы для понимания исторических процессов жизни еврейского народа» есть «Тора

Мессианского Избавления». (Отметим, что уже и Аризаль в XVI веке считал, что процесс «начала Мессианского Избавления» требует «обновления Торы», и это об­новление связано с более широким изучением Каббалы как важнейшей составляю­щей иудаизма. Однако, при этом критически важно, чтобы изучение Каббалы было интегральной частью иудаизма, а не отрывалось от него.)

[10]   В это единое еврейское сообщество каждая из групп будет вкладывать то по­ложительное, что у нее есть, и воспринимать от другой группы то, чего ей самой недостает.

״ Т.е. секулярным сионистам, являющимся «преступниками» (нарушителями) по отношению ко многим индивидуальным заповедям иудаизма (Суббота, кашрут и т.д.), но с «добром» относящихся к еврейскому национальному возрождению. Поэтому р. Кук использует для их обозначения термин «добрые преступники».

[12] Т.е. прогресс, достигаемый человечеством в материальной и духовной обла­стях, в познании (в области науки), в социальной области, в чувстве, в искусстве (без­относительно к религии) — все это тоже является реализацией духовности.

[13]          Каждая из которых, при этом, способствовала исправлению другой.

[14]  Т.е. раскаяния, исправления, захватываюшего как индивидуальные, так и об­щенациональные и общечеловеческие аспекты.

[15]  Буквально этот термин может быть понят как «Обладатели высшей боже­ственной души», «Большой души люди». Употребленный здесь термин нешама озна­чает в Каббале третий, еше более глубокий и возвышенный уровень Божественной души человека, превосходящий как нефеш (душа) так и руах (дух). Соответственно

—     это те, кто понимает душу как первой, так и второй группы. И они в полноте реа­лизуют идеалы обеих групп, и поэтому являются авторитетами для каждой из них, и могут повлиять на ее представителей.

» Т.е. «преступники добрые», обладающие исправленной душой (нефеш), — это левая сторона еврейского народа; а богобоязненные Израиля, у которых правилен дух, — это его правая сторона; и посредством «высших праведников», владеющих «третьим уровнем души» (нешама), сможет свет исправления души придти к «не­сионистским богобоязненным», а свет исправления духа — к «нерелигиозным сио­нистам».

[17]          Псалом 132:9.

[18]  Т.е. Мессия «из будущего присылает» нам свет и тем самым помогает нам исправиться. Когда мы вглядываемся не в прошлое, а в будущее, когда мы не занима­емся оценкой заслуг и грехов разных групп евреев, но видим их будущее единство

—     только тогда мы можем способствовать переносу положительного влияния от од­них групп евреев к другим.

[19] Колено Иеhуды в целом, и царь Давид в особенности, известны своей осо­бой силой Тшувы — исправления грехов и недостатков. Как яркий пример подобных действий в еврейской традиции воспринимаются, в частности, история ИеЬуды и Тамар (Быт., гл.38) и история Давида и Бат-Шевы (1-я Шмуэля, гл. 11 — см. коммен­тарии там, и дополнительно см. Моэд Катан 166.) Соответственно, «Мессия, сын Давида» обладает особой силой Тшувы, и потому в свете его прихода разные груп­пы евреев смогут исправиться сами и взаимно исправить друг друга.

[20] Псалом 132:10. Мы видим здесь дополнительный аспект, который р. Кук при­дает понятию «Мессия, сын Давида». Этот мессия является «сыном Давида» не только в том смысле, что он его потомок, но и в том, что он «поднимает бремя тшувы», т.е. может привести к раскаянию и исправлению все группы в еврейском народе — как нерелигиозных, так и религиозных (что, возможно, еше труднее, чем первых).