Душа (нефеш)[1] «еврейских отступников» (букв, «преступников»)[2] эпохи начала мессианского процесса,
тех из них, кто с любовью связал себя с проблемами еврейского народа в целом, Страны Израиля и национального возрождения[3], -
душа эта более исправлена, чем души «истинно верующих», у которых нет этого преимущества самостоятельного чувства[4] во благо национальной общности, и понимания необходимости дела построения Страны и народа.
Однако дух (руах)[5] гораздо более правилен у евреев богобоязненных и соблюдающих заповеди,
несмотря на то, что самостоятельное чувство и пробужденная этим сила действия во благо всей национальной общности не сильны в них по сравнению с первыми[6],
у которых дух искажен и замутняет их сердца настолько, что они связываются с идеями чуждыми и делами нечистыми, которые оскверняют тело и препятствуют исправлению духа; из-за чего, соответственно, и душа их страдает от этой ущербности[7].
Исправление же ситуации придет посредством Мессианского света[8],
и этому весьма поможет распространение учения скрытых тайн Торы и света Божественной мудрости, во всех ее формах, предназначенных для раскрытия[9];
и именно это раскрытие сделает Израиль единым сообществом[10].
И тогда, соответственно, душа (нефеш) богобоязненных евреев будет исправлена посредством той полноты души, которая присуща «преступникам добрым»[11],
реализующим добро по отношению к общенациональной общности и обладающих потенциалом материальной и духовной реализации, достигаемой в человеческом познании и в чувстве[12]
И, наоборот, дух (руах) отступников исправляется посредством влияния богобоязненных, соблюдающих и великих верой.
И тогда на обе эти категории евреев[13] прольется Великий Свет, и проявление полной Тшувы[14] придет в мир, и только тогда Израиль будет готов к Геуле (мессианскому Избавлению).
А высшие праведники, «обладатели высших душ» (нешама)[15], будут сосудами соединяющими, через которые величие света души перейдет слева направо, а величие света духа - справа налево[16].
И будет великая радость, «священники Твои облекутся справедливостью, а благочестивые Твои торжествовать будут»[17].
И произойдет это посредством силы света Мессии[18],
который есть реализация самого царя Давида, поднимающего бремя Тшувы[19], как сказано: «ради Давида раба твоего не отвергается лик Мессии»[20].
(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)
[1] Нефеш: в Каббале - внешняя, нижняя часть Божественной души человека.
[2] Т.е. нарушителей заповедей Торы.
[3] Т.е. представителей секулярного сионизма начала 20 века; см. об этом выше, примечание к §2.
[4] Т.е. эти истинно веруюшие очень сильно ориентируются на книгу и традицию, а самостоятельное чувство развито у них недостаточно.
[5] Руах: в Каббале - вторая, более возвышенная, более внутренняя (чем нефеш) часть Божественной души человека.
[6] Поскольку у нерелигиозных сионистов более правильно устроена нефеш, внешняя часть души, то они лучше воспринимают Божественность из внешнего мира, из жизни вокруг них и из обычного хода исторического процесса (и из-за этого они и стали сионистами, т.к. «услышали» раздающийся в истории Божественный голос, зовуший их в Сион).
[7] Т.е. душа (нефеш) у этих первых (нерелигиозных сионистов) исходно лучше, но подвергается сильному вредному воздействию неправильного духа, и поэтому страдает и далее постепенно портится. Однако, она все же остается лучше, чем душа у «религиозных, но не сионистов».
[8] Мессианский свет - это тот свет, который имеет своим источником цель (приход Мессии), а не проистекает из оценки текущего состояния дел. Со стороны Мессианского света каждая группа в еврейском народе рассматривается не по своему сегодняшнему уровню, а по тому вкладу, который она вносит в будущий идеал. (См. об этом также выше, §5.)
[9] Имеется в виду не собственно изучение Каббалы в прямом или тем более «техническом» виде (ставшее популярным в последнее время), а скорее исходящее из Каббалы внутреннее понимание процессов, происходящих сегодня с еврейским народом в целом, со Страной и с Государством Израиль. Такое «применение Каббалы для понимания исторических процессов жизни еврейского народа» есть «Тора
Мессианского Избавления». (Отметим, что уже и Аризаль в XVI веке считал, что процесс «начала Мессианского Избавления» требует «обновления Торы», и это обновление связано с более широким изучением Каббалы как важнейшей составляющей иудаизма. Однако, при этом критически важно, чтобы изучение Каббалы было интегральной частью иудаизма, а не отрывалось от него.)
[10] В это единое еврейское сообщество каждая из групп будет вкладывать то положительное, что у нее есть, и воспринимать от другой группы то, чего ей самой недостает.
״ Т.е. секулярным сионистам, являющимся «преступниками» (нарушителями) по отношению ко многим индивидуальным заповедям иудаизма (Суббота, кашрут и т.д.), но с «добром» относящихся к еврейскому национальному возрождению. Поэтому р. Кук использует для их обозначения термин «добрые преступники».
[12] Т.е. прогресс, достигаемый человечеством в материальной и духовной областях, в познании (в области науки), в социальной области, в чувстве, в искусстве (безотносительно к религии) - все это тоже является реализацией духовности.
[13] Каждая из которых, при этом, способствовала исправлению другой.
[14] Т.е. раскаяния, исправления, захватываюшего как индивидуальные, так и общенациональные и общечеловеческие аспекты.
[15] Буквально этот термин может быть понят как «Обладатели высшей божественной души», «Большой души люди». Употребленный здесь термин нешама означает в Каббале третий, еше более глубокий и возвышенный уровень Божественной души человека, превосходящий как нефеш (душа) так и руах (дух). Соответственно
- это те, кто понимает душу как первой, так и второй группы. И они в полноте реализуют идеалы обеих групп, и поэтому являются авторитетами для каждой из них, и могут повлиять на ее представителей.
" Т.е. «преступники добрые», обладающие исправленной душой (нефеш), - это левая сторона еврейского народа; а богобоязненные Израиля, у которых правилен дух, - это его правая сторона; и посредством «высших праведников», владеющих «третьим уровнем души» (нешама), сможет свет исправления души придти к «несионистским богобоязненным», а свет исправления духа - к «нерелигиозным сионистам».
[17] Псалом 132:9.
[18] Т.е. Мессия «из будущего присылает» нам свет и тем самым помогает нам исправиться. Когда мы вглядываемся не в прошлое, а в будущее, когда мы не занимаемся оценкой заслуг и грехов разных групп евреев, но видим их будущее единство
- только тогда мы можем способствовать переносу положительного влияния от одних групп евреев к другим.
[19] Колено Иеhуды в целом, и царь Давид в особенности, известны своей особой силой Тшувы - исправления грехов и недостатков. Как яркий пример подобных действий в еврейской традиции воспринимаются, в частности, история ИеЬуды и Тамар (Быт., гл.38) и история Давида и Бат-Шевы (1-я Шмуэля, гл. 11 - см. комментарии там, и дополнительно см. Моэд Катан 166.) Соответственно, «Мессия, сын Давида» обладает особой силой Тшувы, и потому в свете его прихода разные группы евреев смогут исправиться сами и взаимно исправить друг друга.
[20] Псалом 132:10. Мы видим здесь дополнительный аспект, который р. Кук придает понятию «Мессия, сын Давида». Этот мессия является «сыном Давида» не только в том смысле, что он его потомок, но и в том, что он «поднимает бремя тшувы», т.е. может привести к раскаянию и исправлению все группы в еврейском народе - как нерелигиозных, так и религиозных (что, возможно, еше труднее, чем первых).