Истинная суть «изучения Торы ради нее самой»
реализуется лишь посредством развития (для мира) такого ее понимания и сопутствующего ему ощущения,
которое прояснило бы, каким образом все детали Торы являются единым проявлением Святости,
и каким образом свет общих идеалов, который наполняет жизнью все мироздание, проявляется во всех этих деталях и частностях[1].
§4/стр.2
(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)
[1] Обычно мы понимаем термин «изучение Торы ради нее самой» (а еврейская традиция подчеркивает важность именно такого изучения Торы) как «изучение Торы само по себе», просто учебу без прагматической выгоды, учение ради собственно процесса учения. Рав Кук придает здесь этому термину новое звучание: а именно, это «изучение Торы ради самой Торы», ради ее восстановления и углубления (а не ради «процесса учения»), и это есть изучение того, как все частности и детали заповедей связаны с обшими принципами. Подобное изучение, как указано в предыдущем отрывке, необходимо для исправления нашего поколения и приведения его к Тшуве.
Дополнительное замечание: о связи отрывков 1, 2 и 3:
Подобно тому, как недостаточно просто «кашерного» и надо возвысить его к высшей святости, так же недостаточно и обычного изучения Торы как просто суммы законов и правил (и даже более того: поскольку изучение Торы находилось именно на таком уровне, то это и привело к разрушению); и требуется «возвысить» изучение Торы до уровня проявления смысла деталей и их связи с обшими ценностями. Именно об этом говорится в отрывке 3.