§68/стр.28
«Заусенцы»[1], которые имеются в понимании Божественного, в трепете перед Богом, в вере и во всем, что относится к ним - эти «заусенцы» не наносят явного ощутимого вреда все то время, пока народ не должен практически исправлять свои пути и возрождать национальную общность[2]
Однако в наши дни, поскольку пришло время реализации национального возрождения, и свет спасения должен раскрыться реально - эти «заусенцы» немедленно начинают мешать.
И невозможно народу объединиться[3] и достичь в глубинах постижения своей жизни тайны всей мощи своей и правильного представления об устройстве своей жизни,
- но только посредством полностью очищенных представлений о святости и таких дел святости, которые происходили бы от чистоты знания о Всевышнем и из высшей просветленности[4].
И в этом причина того, что во времена начала мессианского процесса с огромной дерзостью (хуцпа)ъ проявляется громадная отрицательная сила,
и эта сила отрицания выжжет все то, что слабо и уродливо в представлениях о Божественном и во всем, что связано с ними в национальной жизни[5].
И хотя страшно видеть, как некоторые правильные вещи, заповеди и законы выкорчевываются и как будто смываются этим потоком отрицания, но в любом случае, в конце концов все необходимое вырастет в силе и высшей святости из того ядра, могучего, чистого и возвышенного, до которого не доберется никакое отрицание.
И свет его «воссияет светом новым над Сионом»[6], в высшем величии,
и будет это выше всех тех представлений, которые души усталые, физически и духовно, от долгого и изнуряющего Изгнания, могут сегодня себе представить.
(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)
[1] Т.е. небольшие неправильности, неровности, зацепки. В целом, еврейские религиозные представления в Галуте верны, но они все же имеют «заусенцы», т.е. некоторые аспекты иудаизма они трактуют неправильно.
[2] Т.е. эти относительно небольшие неправильности и искажения в вопросах святости не приносили особого вреда в века Галута, изгнания.
[3] Т.е. обрести национальное единство, в том числе и на физическом (государственном) уровне.
[4] А тот иудаизм, который принесен из Галута, не обладает этой чистотой и просветленностью, т.к. он содержит «заусенцы», и поэтому на его основе не удается построить Государство.
[5] Поскольку для обновления национальной жизни необходимы исключительно правильные познания Божественного, а все «заусенцы» мешают в продвижении национального возрождения - то дерзость с «дикой силой» выжигает все, что слабо и искривлено в религиозной области. Пока не было национального возрождения, все эти искривления не очень мешали. Но когда возрождение стало развиваться на практике, эти искривления стали препятствием, и «отрицательная сила» с дерзостью сносит их со своего пути.
[6] Цитата из утренней молитвы. Рав Кук придает здесь ей смысл того, что «над обновленным Сионом» может засиять только новый свет, а «старый свет» (т.е. иудаизм Галута) не имеет достаточных сил на это.