Великая душа жаждет распространиться на все, на все уровни жизни.
«Распрямить свои ноги», протянув их до конца всех ступенек, которые есть в Мироздании, чтобы оживить все, приблизить все и возвысить все.
И тем, что она далеко «вытягивает свои ноги», - этим она поднимает свою высоту[1], и так она растет и достигает более и более высоких уровней, и тогда великий и сильный свет хеседа возникает перед ней, и все пути она может выпрямить[2].
И приходят всякие мелочные души[3], и не дают ей «вытянуть свои ноги»[4] и тем самым уменьшают ее высоту.
Она от этого очень сокрушается и сминается, и иногда делает так, как жаждут все эти ей препятствующие[5].
И она сжимается в узкий круг, но глаза ее возвышены[6], чтобы освещать все, и также тех, которые ей препятствуют.
И на всех путях, высших и низших, полна она надежды на расширение мира[7], на наследие без ограничений, на наследие Яакова, на овладение высотами земной жизни[8].
(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)
[1] Чем больше она проникает в нижние, простые области жизни, в реализацию, в материализацию всех вешей, тем больше она увеличивает свой собственный духовный рост.
[2] Она поднимается до уровня хесед (уровень оценки всех явлений в окружающей жизни исходя не из того, как они согласуются с иудаизмом сегодня, а из того, какое продвижение может быть на их основе достигнуто), и это настраивает ее на соответствующее позитивное отношение ко всему. Возвышение души - осуществляемое, в том числе, за счет освоения ею нижних, материальных областей жизни - необходимо для правильного продвижения к будущему; и с его помошью она (душа) может выпрямить все пути, и показать, что со стороны «взгляда в будущее» есть духовный и религиозный смысл в разных вешах, которые есть в мире и которые сегодня не кажутся нам религиозно позитивными. См. об этом также §15 (в разделе 0-8), §21, §128 и §163.
[3] Которые не видят перспективы, а озабочены только соблюдением рамок.
[4] Поскольку они считают, что распространение на эти нижние области бытия будет сделано не в соответствии с их узким видением иудаизма.
[5] Поскольку эта великая душа не хочет сломать сложившиеся в жизни формы религиозно-социальной организации общества (т.к. их она тоже считает ценными, хотя они иногда и мешают продвигаться), то она не хочет входить в прямую конфронтацию с этими «мелкими душами».
[6] Хотя она не всегда может действовать в соответствии со своими высшими идеалами, она должна хотя бы сохранять внутреннюю верность им.
[7] И поскольку она полна этой надежды, то она «эманирует» ее, распространяет ее вокруг себя; и уже через это она способствует продвижению мира.
[8] Без овладения высотами земной жизни невозможно достичь высот духа.