Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

13. Исправление государства как "целого"



§13/стр.6

Исправление (Тикун)[1] государства как «целого», а также исправление телесного начала индивидуума как «частного»[2]

принадлежат к той категории вещей, в которых присутствует наиболее возвышенная святость.

А поскольку святость эта огромна, то она не может быть проявлена открыто, в виде святости явной и конкретной[3].

И потому она лишь «склоняет» Божественный Свет, который «облекает ее извне»[4].

Те аспекты, которые при этом процессе «исправления тела» проявляются как конкретные действия ради исправления государства и живущих в нем, в рамках осуществления заповедей[5], подобны значению Цицит[6];

в то время как сам общественный порядок и цивилизация подобны при этом Талиту[7].

Цицит делают для нас явным тот великий потенциал святости, который скрыт во всем Талите[8].

Подобным же образом и конкретные действия в вопросах выполнения заповедей и в вопросах святости, которые имеют место в деятельности человека по исправлению общественной и частной жизни —

они лишь проявляют свет, скрытый во всем объеме человеческой цивилизации и культуры.

Это (отдельное проявление света) действует для того, чтобы (постепенно) вывести на подобающий уровень все аспекты жизни человечества,

и показать свет жизни Вечности во всем, и даже в текущей обыденной преходящей жизни[9].

(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)



[1]  Тикун — термин Каббалы, означающий «исправление миров» и приведение их в состояние, соответствующее цели Творения.

[2]  Государство является общенациональным «телом» (подробнее см. выше, гл. В-1 §1, §3), и в этом смысле его исправление параллельно исправлению индивидуумом своего телесного начала.

[3]  В исправлении материального «тела» (и, в частности, с исправлением государ­ства как материального тела народа) содержится настолько высокий потенциал свя­тости, что эта святость не может проявляться явно своими конкретными качествами, т.к. явное проявление столь большого уровня святости привело бы к тому, что она «за­топила» бы все вокруг, а это вызвало бы разрушение существующего в Мироздании порядка. И поэтому эта святость должна быть скрыта, и она проявляется неявно.

[4]          Псалом 104:2.

[5] Т.е. это те ситуации, в которых государственные структуры (или же материаль­ное тело индивидуума) задействованы в деле исполнения конкретных, явных запо­ведей.

[6]  Цицит — заповедь привязать «кисти на краях одежды» (Числа, 15:37-41 )

[7] Талит — одежда с четырьмя углами, к которым привязываются кисти-цицит.

[8] Талит- это «вообще одежда»; а одежда реально нужна человеку для того, чтобы укрываться от холода, правильно выглядеть и вообще для того, чтобы построить ци­вилизацию, через которую проявляется Божественный потенциал человека. Святость талита неявна; святость же кистей-иииит, которые привязываются к талиту, явна и от­крыта. Однако только существование талита делает возможным исполнение заповеди иииит; а талит при этом — не «техническое орудие», нужное только для цицит, но ре­зервуар огромной скрытой святости, лишь часть которой проявляется через иииит.

Отметим, что само слово иииит этимологически происходит от корня, означаю­щего «выглядывать наружу», т.е. через иииит «выглядывает» скрытая святость талита.

[9] Иными словами, целью Бога при Сотворении является реализация святости в материальном мире, и поэтому во всем материальном, «телесном», заключена огром­ная потенциальная святость. Небольшое явное проявление этой святости (иицит по отношению к талит) мы наблюдаем тогда, когда материальное (включая тело, обще­ство, государство, цивилизацию) дает нам возможность выполнить конкретные запо­веди; но дело, в конце концов, не в этих заповедях самих по себе, а в постепенном проявлении той скрытой потенциальной святости, которая заключена в самом теле (обществе, государстве, цивилизации). Тогда «засияют светом вечности» даже дела обычной, преходящей жизни. Поэтому исправление (тикун) материи (в том числе тела, государства, цивилизации) обладает огромной святостью, хотя явно она и не проявляется.