Мораль не устоит без своего источника,
а ее источником должен быть свет Божественной бесконечности (Ор Эйн Соф), после того как он будет «исправлен» посредством возникновения миров[1].
Но когда привычной в сердцах людей становится «мораль без своего Божественного источника», то она уменьшается и увядает[2].
Подобно тому, как мораль пришла в этот мир через Божественные каналы, также и всегда она будет питаться через них.
И поскольку способ связи человеческого мышления и чувства с Божественным светом, который неограничен и превыше всего, обязан быть разносторонним, то отличаются образы духовной жизни разных народов и сообществ[3].
Но связующая и объединяющая нить должна победить и пройти через все различия, ибо Бог - Один, и Имя Его - Едино[4].
(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)
[1] Свет Божественной бесконечности сам по себе абсолютно совершенен, однако для того, чтобы проявиться для нас в этом мире, он должен быть соответствующим образом «исправлен», и это «исправление» происходит посредством «появления миров», ибо только в таких мирах (и с помошью их) мы можем воспринимать этот свет. Иными словами, в некотором парадоксальном смысле путем «создания миров» свет Божественной бесконечности «продвигается», «развивается» и «улучшается» («исправляется»), но не «по отношению к Самому Себе» (в чем он не нуждается, т.к. абсолютно совершенен изначально), но «по отношению к нам», в том смысле, что мы теперь, с помошью этих миров, можем его воспринимать. Эта чрезвычайно радикальная теологическая концепция рава Кука является одним из аспектов его «уно- мистики» - видения «единства Мироздания», согласно которому «этот мир» является интегральной компонентой «вечности», так что «бренность» является необходимой для реализации и проявления вечности, а вовсе не воспринимается «лишней», «мешающей» и т.п.
[2] Иными словами, мораль, этика не только проистекает из связи с Богом, но и не может сушествовать без этой связи; если эта связь разрывается, то мораль начинает вянуть и уменьшаться. Отдельный человек может быть вполне этичным и моральным без связи с Богом; однако, если «нерелигиозная концепция морали» разрушает эту связь (и мораль начинает основываться на «очевидных представлениях о порядочности», на принципе «живи сам и давай жить другим», на «категорическом императиве» Канта и т.п. идеях), то в рамках жизни общества этика постепенно теряет свою «жизненную силу», блекнет и увядает, а затем становится неустойчивой и разрушается. Подобно тому, например, как если прекращают идти дожди, то деревья не сразу засыхают, некоторое время они еше зеленеют, и при «краткосрочном рассмотрении» может создаться впечатление, что «вот, смотрите, деревья живут и без дождя», - но долго так продолжаться не может, они вянут и умирают. (См. также гл. С-8, §8, 18.)
ный религиозный плюрализм рава Кука является одним из чрезвычайно существенных элементов его теологии.
[4] 4 Т.е. единство, проходящее через разные религиозные и духовные установки, должно превозмочь все различия, так как «Бог - Один, и Имя Его - Едино» (Захария 14:9). Иными словами, религиозный плюрализм рава Кука вовсе не является просто «признанием допустимости множественности подходов». Необходимое проявление этого единства в будущем («должна победить») сделает все разнообразие не набором различий, а одной единой картиной.
Завершающее замечание: В этом отрывке можно выделить три главные мысли:
1) (относительно обычную и повторяемую также и у других авторов) об «увядании морали, если она отрывается от Божественного источника»;
2) (довольно радикальную) о том, что «бесконечный Божественный свет исправляется посредством возникновения миров»;
3) (чрезвычайно радикальную) о неполноте любой ограниченной формализованной концепции и, как следствие, о религиозной необходимости плюрализма.
Вторая и третья идеи являются следствием подхода «уно-мистики» рава Кука.