§4/стр.2
Во многих ситуациях, являющихся причиной для огорчения,
следует преодолевать это огорчение посредством радости, связанной с исполнением заповеди,
ибо именно в этом состоит тот постоянный источник радости, который подобает Израилю, вследствие постоянно пребывающего на Израиле Божественного Света [1].
Одной из причин для огорчения является то, что люди зачастую склонны к грубым (материальным) удовольствиям,
вследствие чего душа человека погружается во тьму, и сама приходит в уныние от собственной деградации.
(Однако не следует поддаваться такому унынию, а наоборот) - и необходимо обратить это сильное огорчение в радость
(а для этого необходимо осознать то, что будет происходить на следующем этапе), ибо при возвышении души и преодолении ею «бремени изгнания», которое над ней возобладало[2], - вместе с ней громадный поток радости поднимется от нижних миров к высшим,
и чистое возвышенное содержание станет гораздо более богатым в своей духовности[3].
(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)
[1] Когда мы смотрим на окружающий мир, то видим немало явлений, которые нас огорчают. И во многих ситуациях это чувство огорчения должно быть преодолено «радостью, связанной с заповедями» - т.е. посредством не просто веселья и радости, но пониманием того, что данная огорчительная ситуация является основой и отправной точкой для дальнейшего продвижения, для реализации Израилем заповедей Бога, ибо именно к этому призван Израиль: вносить в мир Божественный свет через реализацию заповедей.
[2] Возвышение души к высшим мирам есть реализация заповеди «возвращения» - Тшува. В учении рава Кука концепция Тшува не сводится лишь к исправлению преступлений и нарушений, но относится также и к поднятию мира на более высокий уровень: поскольку в процессе своего сотворения мир отходит от Бога, то он должен «вернуться» к Нему; и, таким образом, глобальная Тшува является исходной заповедью, она есть «духовное поднятие мира к Богу». Уход души в материальность есть «отдаление», а потому возвращение души из этого изгнания (галута) также является Тшува.
[3] Иными словами, сама по себе чистая духовность, оторванная от материальной реализации, не обладает «полнокровием», - т.е. она чиста, но бледна и немошна. Когда же душа спускается в миры более низкие, материальные, то хоть этот факт и огорчителен, но зато душа набирается в них полнокровия и полноценности, она становится эмоционально и экзистенциально богаче, и при возврашении своем в мир горний обогащает его; а в этом и состоит радость. Сегодняшнее «падение души» есть основа для будущего возвышения, поднимающего богатство содержания, и поэтому радоваться надо уже даже и сейчас от осознания будущего возвышения души и всего мира вместе с ней.
Дополнительное замечание о связи этого отрывка с предыдущим:
Когда старая концепция Торы (не дававшая чувства связи деталей с целым) перестает работать, то душа (как индивидуальная, так и общенациональная) погружается во тьму материального, ибо хотя бы в этой «низшей» области она может наблюдать связь деталей с общими ценностными идеями. Телу индивидуума и телу народа хочется получать материальные удовольствия, и оно погружается в них; душа же созерцает этот процесс и огорчается. Преодолевать это огорчение нужно не отрицанием материальности, а пониманием того, что это «опускание», погружение является в историческом плане объективно необходимым (и, хотя, конечно, ты сам не должен способствовать этому опусканию, но следует понимать, что мир так устроен). Огорчение от спуска, от погружения в материальность надо преодолевать пониманием объективно исторической необходимости этого процесса, и радостью от осознания того, что в дальнейшем - с помощью того, что жизнь станет более «полнокровной», - мы сможем подняться на более высокий уровень. (Следует особо отметить, что речь здесь идет не об «опускании в грехи», в нарушение заповедей, - а об «опускании в материальность», в захваченность мирскими удовольствиями.) Все сказанное относится, конечно, как к индивидуальной, так и к общенациональной ситуации.