Я думаю, что вторую часть мы возьмем Перек ба-аводат аШем.
Шифлут.
Мы говорим про шифлут. Мы говорим, что шифлут является также сосудом. "Пустой сосуд вмещает".
Для того чтобы человек мог вместить что-то, он должен сделать себя пустым сосудом. С другой стороны, как мы сказали, шифлут освобождает человека от каких-то напряжений, связанных с избыточными ожиданиями и от самого себя, и от других людей.
Настоящий шифлут, который исключает любое высокомерие или ощущение собственного достоинства, совершенно исключает.
В основном, это должно раскрываться в конце действия, в конце любого доброго дела, когда может исполниться «и укусишь его в пятку». Как известно, объяснение Баал Шем Това по поводу праха красной коровы, которая очищает нечистых и оскверняет чистых, и это тайна 1/64 высокомерия сердца: «И возвысилось его сердце в путях Всевышнего». И это то, что дает силу по-настоящему действовать.
Тут он пишет в скобках: «Во имя всего Израиля». Т.е. так может быть одновременно шифлут и гавхут, высокомерие и униженность?
Высокомерие должно быть связано с тем, что он принадлежит к народу Израиля. Клаль, вообще, связь с народом. И это дает ему силы действовать по-настоящему, делать что-то значительное в жизни.
Т.е. он должен быть связан с народом, и тогда он может делать что-то значительное, и это наполняет его гордостью. Но сам по себе он должен находиться в шифлут и ни в коем случае не думать, что ему что-то положено или у него есть какое-то достоинство, потому что даже та душа, которая в нем есть, это не он сам, как мы говорили.
Значит, в начале действия должно быть возвышение, которое от связи с обществом, а в конце должно быть унижение, которое укус змеи, об этом мы говорили. И когда человек начинает делать что-то полезное, он очищается от скверны бездействия, которая является основой любой скверны, т.е. смерть.
Бездействие – это в каком-то смысле духовная смерть. И очистить его, когда человек выходит из состояния бездействия, начинает что-то делать – это оживление мертвых. И это происходит с помощью праха красной коровы. А прах красной коровы означает какое-то сознание своей значимости. А сознание своей значимости идет от связи с обществом.
Так или иначе, это очищение от греха бездействия. Это еще не во имя небес, но и от этого можно прийти к во имя небес. Но в конце действия тебе удалось что-то сделать, ты должен унизить себя до праха, ты должен сказать себе, что нет человека праведного, который бы делал добро и не грешил в самом этом добре посредством того, что он чувствует свое достоинство.