Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Относительная свобода – это еще не свобода

Относительная свобода – это еще не свобода. Это в точности ощущение поколение Исхода.

Т.е. Они не верят своей свободе. Они вышли из Египта, им говорят: «Ребята, вы свободны». А они спрашивают: «А правда? А нас не обманут? А может, мы вернемся в Египет?» Свобода узника. Точно проиллюстрирована психология поколения Исхода.

Я хочу сказать, что их свобода настоящая, а они никак не могут понять, что это настоящая свобода и настоящая ответственность вместе с ней.

  • Правда ли, что настоящая сейчас, когда вышли из Египта?

  • Правда ли, что настоящая? Прекрасно.

  • А не наступает ли она тогда, когда входят в землю, а не когда выходят из Египта? Вот вопрос в чем.

  • Вообще, Песах называется у нас праздником свободы.

  • Свобода – да, но из свободы нельзя делать фетиш. Дело в том, что настоящая ответственность наступает все-таки тогда, когда… т.е. свобода вместе с ответственностью, а ответственность – это когда у тебя есть что-то свое. Когда ты сидишь в пустыне и у тебя ничего своего нет, то это такая ответственность несколько другого рода.

  • Короче, нас обманули, когда нам сказали, что вы свободны.

  • Свободны, но почему-то все-таки для этого надо было, если это уже конец, то тогда пожалуйста. Но ведь это ж не конец в Исходе.

  • Не знаю. Мы как раз вчера обсуждали тему свободы и обязанности. Мы пришли к выводу, что со стороны животной души есть обязанности, со стороны божественной души есть абсолютная свобода.

  • Да, это другой аспект немножко, другой взгляд на проблему.

  • Безусловно. Но то, что свобода – это основа всего… Рав Кук в свое время написал книжку, которая называется «Путеводитель заблудших поколений», ассоциируется с Рамбамом. Он начинает с того, что абсолютная свобода человеческой души – это и есть ее божественный образ. Вот такая фраза. Свобода – это и есть божественный образ человека.

  • Свобода выхода из Египта, свобода Песаха – это еще не полная свобода почему-то.

Потому что если бы это была полная свобода и Израиль вошел как бы в свободу, тогда зачем себя… Вхождение в землю как бы снаружи по плоти, т.е. со стороны, кажется наоборот, потерей свободы. Потому что в Египте было все хорошо, там было так классно, там была манна и все такое прочее, и тень, и вода, и вдруг тебя заставляют идти в эту землю, что многим показалось довольно проблемным мероприятием.

  • Поэтому они и не хотят туда входить. Они говорят: «Мы хотим остаться в пустыне».

  • Но это же этап на пути к свободе. А свобода как Песах, который выход из Египта, — это, безусловно, свобода. А все-таки этап по пути к свободе – это вхождение в Эрец Исраэль. И, кстати, рав Кук тоже, как я понимаю, тоже за это был? Иначе он не имел бы такие взгляды сионистского рода.

  • Я бы сказал, что это тема немножечко связана с нашей Недельной главой. 42 перехода.

Переходы чего? Написано: «Помни дни своего исхода из Египта все дни своей жизни». Что это значит? Это значит, что каждый день – это исход из Египта. Каждый день – это подъем на новую ступень исхода из Египта и подъем на новую ступень свободы.