Предисловие

Предисловие. Это предисловие самого Гешеля.

Почему я вдруг на это вышел? Потому что мы пытаемся читать Розенцвайга, а Розенцвайг говорит, что на одной ножке невозможно построить все. Это самое его начало, что философия пытается построить все на одной основе и ничего не получается.

Он не говорит о религии, но религия тоже пытается построить все на одной основе, и тоже ничего не получается. Там «верь – и спасешься», но есть аналогии и в хасидизме – «праведник своей веры будет жить». Т.е. пытаются все построить на вере – не работает. Левинас пытается все построить на этике – это тоже не работает. Другие пытаются подогнать под формат, другие пытаются все построить на изучении Торы – и тоже не работает. А что работает? Работают все три. Это классическое выражение «Пиркей Авот»: «на трех вещах стоит мир» – на Торе, молитве и добрых делах». Кажется, это полное соответствие идеологии Розенцвайга. И поскольку последнее время мы копали в области этики, т.е. добрых дел, давайте попробуем переключиться еще на что-то.

Что такое Тора, пока, правда, непонятно. Если исходить из этой модели, то что такое Тора – это непонятно. Треугольник Розенцвайга – это Б-г, человек и мир. Б-г – это, наверное, молитва. Человек – это мое эго, это мое сознание, это мое мышление. Если все эти три существуют также внутри человека, то что такое Б-г внутри человека? Это мое с ним общение. Была у меня такая идея, что Б-г – это молитва. Этика Левинасовская стоит на своем месте. Что такое Тора – надо понять. Так или иначе, идея была, что молитва – это важно. По крайней мере, не менее важно, чем этика.

Итак, предисловие. Книга называется «Человек ищет Бога».

"Никогда не было такой эпохи, когда так подчеркивалась необходимость самовыражения".

В точности то, о чем мы говорили только что на нашей 7-часовой встрече, что XX век – это век индивидуализма. Поэтому вся философия 19-ти предыдущих веков – это была идеалистическая философия, т.е. там наверху находятся какие-то сущности, и мы должны до них добраться. А XX век – это экзистенция, самовыражение. И в каком-то смысле борьба идет между этими двумя.

Еще раз. "Никогда не было такой эпохи, когда подчеркивалась бы необходимость самовыражения. И с другой стороны, никогда не было такой эпохи, когда это самовыражение достигалось бы так редко".

Т.е. человек чувствует, что это эпоха раскрытия индивидуальности, а все обстоятельства ему говорят: «Кто ты такой? Вот Сидур, открывай и молись»...

Запись опубликована в рубрике: , . Метки: , , , , .