Есть замечательный анекдот про эгоизм. Давайте я вам его расскажу. Может, это чуть-чуть даст понять что-то. Это один из первых хабадских анекдотов, которые я услышал, когда пришел в Хабад. Анекдот такой.
Один молодой человек решил работать над собой, как вы говорите, исправлять свой эгоизм. Он пошел в какую-то хорошую ешиву, где его научат работать со своим эгоизмом.
И он видит: стоят несколько молодых людей и дружно, хором они поют (на идиш): «Я ничто. Я ничто. Я ничто». Так стоят эти молодые люди и часами читают эту мантру: «Я ничто. Я ничто. Я ничто». Посмотрел наш парень на этих ребят и сказал: «Слушайте, а я тоже так хочу.
Я тоже хочу присоединиться к этому хору».
Он подходит, присоединяется и начинает тоже кричать: «Я ничто. Я ничто». Смотрят на него эти старые и переговариваются между собой: «Смотрите, какой наглец. Мы уже 20 лет вот так говорим: «Я ничто. Я ничто. Я ничто». А он только что появился и тоже пытается вести себя так же, как мы».
Смысл анекдота понятен? Я могу повторить.
Приходит молодой человек в иешиву. Присоединяется к хору тех, кто кричит: «Я ничто. Я ничто. Я ничто». А участники хора на него смотрят с недоумением и говорят: «Ты только что пришел, и ты уже кричишь, что ты ничто?! Ты еще недостоин кричать, что ты ничто».
Представьте себе скромнягу, который начинает мериться своей скромностью с каким-то парнем, который только что случайно сюда попал. И он боится, что его первое место по скромности будет кем-то занято.
Речь идет о том, что человек может быть уверен, что он работает над собой, исправляет себя, или как сейчас говорил Штейнзальц, он поднимается на гору, а реально он летит в пропасть. Обратное тоже верно. Нет ясных решений, есть только какие-то общие соображения.
Мы когда-то цитировали: пришел к Митл Ребе какой-то хасид и говорит: «Ребе, научите меня делать тшуву».
Ребе отвечает: «Я не могу». У Ребе написали 4 книги про тшуву, действительно Митл Ребе написал 4 книги про тшуву. Он говорит: «Да, написать книги я могу, а объяснить, как делать тшуву, я не могу». Нет четкости.
Есть какие-то едва заметные намеки, как говорят, надо быть следопытом для того, чтобы понять, как вообще найти дорогу в этом. Если человек думает, что есть что-то большее, чем какие-то слабые намеки, пусть почитает этот текст Штейнзальца.