Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вчера с астанавтами (из Астаны) был такой интересный разговор

Вчера с астанавтами (из Астаны) был такой интересный разговор.

Там есть один товарищ из Алма-Аты, который в последнее время большой поклонник Лайтмана, как я догадываюсь. И мы с ним достаточно корректно, конечно, но спорим. Тема глобальная – «Что исправляет человека?» Человек может читать какие-то умные тексты. Исправит его это или нет? Такой совсем нетривиальный вопрос.

В свое время от рав Ицхака я слышал некоторые общие принципы. Есть принцип, который называется: «Тот, кто более высокий наверху, опускается ниже и ниже внизу». Этот принцип выражается во многих вещах. Например, самые высокие души падают в самую большую грязь. Это пример этого же принципа – то, что было наверху, упало сильней всего внизу. Самые высокие души падают сильнее всего. Самые талантливые люди, как правило, прожигают свою жизнь страшнее всего. Это самая простая идея.

Но этот принцип имеет еще интересное применение. Мы говорили о том, что основная хабадская идея того, ради чего Всевышний создал мир – чтоб у него было жилище в нижних. Это на самом деле тот же самый принцип. Б-г так высок, что он может раскрыться по-настоящему только в самом низу. Стих, который часто приводится на эту тему – когда царь Соломон строит Храм, он говорит: «Небеса и небеса небес не вмещают тебя, так этот дом может тебя вместить?» Т.е. изначально это вопрос. Но Хасидут говорит, что это не вопрос, это ответ. «Небеса и небеса небес не вмещают тебя», а материальный храм в материальном мире – да, вмещает тебя. Человеческое сердце в материальном мире, мясное сердце в материальном мире – да, вмещает тебя. Почему? Потому что тот, что высоко наверху, тот опускается вниз. Там он находит, как говорится, себе собеседника, как ни странно.

И одно из проявлений этого принципа – кэтэр и малхут связаны, это тоже та же самая идея. Кэтэр – это самое высокое, и малхут – это самое низкое, они связаны таким образом, что «кэтэр малхут» так и говорят, «царство и корона связаны вместе». И в частности это находит проявление в том, что исправить человека… человека не исправляет сознание, т.е. это нужно как вспомогательное что-то, но основное исправление человека – это действие. Это то, что иудаизм понял в свое время, и то, что некоторые христиане понимают, а некоторые нет.

Это не значит, что не надо учить. Изучение Торы – это самая большая мицва. Но когда мы говорим, что изучение Торы – это мицва, то мы это тоже причисляем к действию, которое исправляет. Но еще раз – в общем исправляет действие. И поэтому мудрецы говорят: тот, у кого мудрости больше, чем дел – это похоже на дерево, у которого высокая крона и слабые корни. Это не значит, что он плохо учится. Это не значит, что у него мудрость чем-то плоха. Просто у этого дерева недостаточно мощная корневая система. И дальше он говорит: обратное тоже верно – человек, у которого дел больше, чем разума, он будет стоять, устоит на всех ветрах.