Называется Сиюм масэхет

Называется Сиюм масэхет.

Сиюм масэхет – это праздничная трапеза, которая делается в честь завершения изучения трактата Талмуда, например. Поскольку все, что связано с учебой, всегда обставляется в очень торжественной форме, то когда человек, который сидел и учился и прочитал целый трактат Талмуда, то по этому поводу устраивают небольшой праздник. Это называется сиюм масэхет, завершения трактата. В честь этого праздника устраивают небольшой лехаим, фарбренген, чисто символически. Какие-то мэзонот, какое-то питье, какой-то лехаим, просто показать, что это важно. И на эту тему произносится какая-то речь очень часто.

Это как раз очень актуально. Сейчас начался месяц Ав. Один из обычаев месяца Ав – от начала и до 9 Ава стараются делать сиюм масэхет каждый день. Есть какие-то люди, община, в которой сидят и учатся, и каждый день кто-то из них делает, как правило, это по очереди, завершение масэхета. Такая традиция. Поскольку это самые траурные дни до 9 Ава, чтобы смягчить их траур, приносят радость Торы и делают сиюм масэхет, завершение трактата, каждый день. Есть еще какое-то соображение, почему это делают.

Так или иначе, это принято в месяц Ав.

Но мы сейчас завершаем не только трактат, мы еще завершаем целую книгу Торы. Мы дошли до главы Масэй, мы заканчиваем главу Масэй и в месяц Ава начинаем читать книгу Дварим. Это тоже в каком-то смысле завершение. И говорит рав Карлебах, что когда делают завершение масэхет, то пытаются связать начало и конец. И поскольку мы заканчиваем сейчас книгу Бемидбар, то такой же вопрос – какая связь между завершением книги Бемидбар и началом книги Берешит? Есть ли связь между Берешит и Бемидбар?

Кстати, название – «Дополнить первый комментарий Раши».

Какая связь конца книги Бемидбар и начала книги Берешит? Можно ли найти такую связь? Карлебах не первый раз об этом говорит, что завершение книги Бемидбар – это конец Торы, дальше – это уже повторение, Мишне Тора, Второзаконие.

Первый Раши на Тору говорит, сказал рав Ицхак, что нужно было начать Тору от слов «Этот месяц вам», поскольку это первая заповедь, которая приказана Израилю.

Все знают, о чем идет речь, что это находится в середине главы Шмот: после того как египтяне получают положенные им казни и уже накануне Исхода Всевышний говорит к Моше и дает ему эту заповедь, которая называется «Этот месяц вам», освящение новомесячья.

И это первая заповедь, которая дана Израилю. И говорит Раши, что по идее надо было начать Тору где-то с середины книги Шмот. И почему все-таки начинается с Берешит?

Потому что сообщил своему народу силу своих творений, чтоб дать им наследство наций.

Самая первая вещь в Торе – это Всевышний хочет, чтоб мы знали, что он сотворил мир и дал нам Эрец-Исраэль. Это две самые главные вещи, которые нам сообщает Тора в самом первом стихе.

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , , , , .