Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

2. «Дерзость периода начала мессианского процесса»



§2/стр. 1

«Хуцпа (дерзость) периода начала мессианского процесса»[1] появилась потому,

что мир уже созрел для того, чтобы требовать понимания единства и связи всех частностей (деталей заповедей) с общим целым (принципами и ценностями);

и если некие частные детали не связаны с общим целым, то это не может удовлетворить сознание[2].

И если бы изучение Торы находилось на таком уровне, который давал бы душе возможность духовно расти, так чтобы приходить к пониманию должной связи частностей с общими духовными принципами,

тогда Тшува[3] и исправление мира (Тикун Олам) уже могли бы реализоваться.

Но вследствие нерадивости (халатности) в изучении Торы, так не получилось, и внутренний свет Торы, наполненный самостоятельной святостью (которая показывает связь деталей с целым), не проявился в мире на должном уровне.

Поэтому появилось в обществе требование организовать жизнь на таких (нерелигиозных) основах, чтобы все частности ясно следовали из общих принципов,

в то время как в области изучения Торы подобная связь еще не была проявлена, и дорога к ее пониманию еще не была проложена,

и из-за этого и возникло ужасное разрушение (т.е. отход людей от Торы)[4].

И поэтому для исправления ситуации мы должны воспользоваться высшим лекарством[5],

которое состоит в придании дополнительной силы духовным способностям[6] до того состояния, когда возможность осознать связь всех религиозных действий и деталей с высшими духовными принципами и ценностями станет делом, понятным в рамках возможностей и ощущений среднего человека[7].

Именно тогда вновь проявится в мире сила духовной жизни, в действиях и в помыслах, и «всеобщая Тшува»[8] начнет приносить свои плоды.

(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)


[1] Термин «Хуипа (дерзость) периода начала мессианского процесса» является указанием на слова Талмуда (Сота 496), где сказано: «в начале мессианского процес­са возрастет в людях хуипа». Термин хуипа в разных случаях может переводиться как «дерзость», «нахальство», «наглость»; но здесь он все же имеет скорее положитель­ную, нежели отрицательную коннотацию (т.е. это больше «дерзость» — способность не пасовать перед трудностями и с непокорностью, безрассудством и решительностью добиваться определенных целей — чем «наглость», выражающаяся в способности без стыда совершать зазорные поступки).

Именно термин хуипа использовался в сионистском лексиконе для того, чтобы подчеркнуть свободный, смелый и первопроходческий характер первых сионистских поселенцев в Стране Израиля и их психологическое превосходство над «галутным ев­реем». Рав Кук, который отождествлял современный ему сионизм с началом мессиан­ского процесса (вследствие чего высказывание Талмуда о «возрастании хуипа» явно коррелировало с психологическим самоопределением сионистов-первопроходцев), использует этот термин для описания «дерзкого» отхода основоположников сиониз­ма от религии. См. также ниже §68 и §107.

[2]  Рав Кук говорит здесь как об обшем положении вешей в современной культуре мышления (которая проявляется в науке, идеологии, философии, социальных идеях и т.д.), так и о проекции этого состояния на религию. Мир сегодня достаточно раз­вился, продвинулся, созрел до такой степени, что человеку нужна обшая картина в целом (такова, например, современная научная парадигма или обшая физическая картина мира, в которой все детали являются следствием обших законов, и чело­вечество стремится именно к нахождению этих обших законов), и современный разум не терпит таких представлений, в которых отдельные детали существуют как бы сами по себе и не связаны с общими принципами. (См. также гл. С-10, §10,11 и гл. С-12, §18.)

Такое современное положение вешей является в принципе положительным («мир созрел») и продвигает человечество; но у него есть и отрицательные, «побоч­ные» эффекты. В соответствии с таким подходом у представителей современного секулярного общества взгляды в области религии таковы, что они поддерживают, в основном, главные «ценности» и «идеалы», отвергая при этом «детали», которые кажутся им несвязанными с целями. Например, признавая важной идею Субботы как еженедельного отдыха и даже превознося древнюю еврейскую религию, про­возгласившую идеал «еженедельного выходного дня», они отвергают конкретные «детальные» запреты «субботних работ», поскольку не видят, как эти законы связа­ны с принципами «еженедельного отдыха». Или, например, восторгаясь «моральной справедливостью, провозглашенной пророками древнего Израиля», они при этом отвергают увещевания пророков к конкретному соблюдению заповедей, т.к. это представляется им «деталями, несвязанными с общими идеями и идеалами» и т.д.

А поскольку секулярный сионизм, современный раву Куку, рассматривает мно­гие заповеди иудаизма как частности, не связанные с общими идеалами,- то он отвергает соблюдение этих заповедей.

[3]          Тшува — раскаяние, возвращение, исправление грехов и недостатков, возвы­шение мира к Богу.

[4]          Иными словами, отход от религии в коние XIX — начале XX века связан не с «па­дением духовного уровня еврейского народа» (как утверждали многие представители религиозного истеблишмента), но, наоборот, — с повышением требовательности лю­дей к духовным системам, с требованием ясного осознания связи деталей с обшими духовными принципами. При этом, в мире изучения Торы подобного интеллектуаль­ного продвижения в тот период не происходило. Итак, общественное сознание тре­бовало продвинутого и углубленного понимания, а современному ему миру Торы не было что ответить или противопоставить этому — отсюда и «великое разрушение».

[5]         Т.е. «низшее лекарство» (просто призыв к соблюдению заповедей, к возвраще­нию в тот иудаизм, который существовал ранее и из которого эти люди ушли) — уже не сможет помочь.

[6]          Развивая в людях духовную интуицию и поднимая уровень изучения Торы.

[7]         Т.е. пока все это не будет понято и очевидно каждому среднему, обычному человеку.

[8] «Всеобщая тшува» — обшее восхождение мира к Богу.