Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(из комментов)

(из комментов)

Максим Шишко я о том, или мы верим только в бога добра, или нет. Особенно в контексте главы Шмот, и даже всей книги Шмот — это очень актуальный вопрос — в какого бога мы верим? В бога милосердия?

Но ведь даже в Берейшит начала это Элоким, и только потом Гашем.

И даже в Берейшит уже есть Акейда, весь смысл которой — именно Бог страдания, но в общем, Берейшит — это Бог милости. Который "Бог праотцов", то есть, по большоему счету это еще не Тора.

Но в Шмот — это уже приближение к Торе.

И Бог Народа Израиля в Шмот — это бог страдания, бог исходы.

Кстати, какой это имя? Это именно имя Гашем, это имя, которое раскрывается в книге Шмот. Это, как мы знаем, это имя милосердия. И тем не менее, это имя исхода.

Это совсем другой концепт Бога.

Другими словами, для того, чтобы объяснить

человечество правила общежития и нравственности — совсем не нужно ни Акейда, ни Египта, и дальнейшие страдания разрушения Храма, 20 веков страдания, и Шоа — это только ради "морали" и "любви"? Очень было бы странно.

Единственный ответ, который я нахожу — это ответ каббалы и хасидизма — что есть мир открытия — мир любви и морали. Но есть и мир сокрытия — мир йуд-кей, и это мир страдания, греха и искупления, и он бесконечно выше чем мир "открытой" Торы.

Я хочу сказать, что дарование Торы — это прежде всего дарование скрытой Торы, а не открытой Торы 10 заповедей. И только тогда осмысленно рабство и исход, и война за освобождение Эрец Исраэль