Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Текст к вчерашнему уроку ("32 оболочки")

Текст к вчерашнему уроку ("32 оболочки")

Выражение №2 для понятия оболочки: Удовлетворенность внешним слоем, «легким» и «красивым» (легко-красивым).

Рабби Ашлаг пишет: "Скорлупы — это силы, которые управляют людьми, что они не досмотрят всего до конца, а довольствуются малым. Другими словами, у них достаточно понимания слабой поверхностности. Кажется, как будто он сдирает с мудрости верхнюю оболочку и кладет главное» (Ор ХаБахир, Ценность шелухи, Ами Ша).

Поясним: до грехопадения первого Адама реальность – как внешняя, так и внутренняя – была видна. Эта мысль выражена в словах «И оба будут наги [без оболочки и покрова]… и не стыдились» (Бытие 2:20). Адам и Ева не стыдились своей наготы, потому что стыдиться было некого и нечего. Между внешним выражением и внутренним выражением не было промежутка, такого как знакомые нам промежутки, — когда человек может показать вовне нечто совершенно иное, чем то, что происходит в его сердце и мыслях. Они светил внутренний свет без всякой преграды или экрана.

После греха пришел стыд. Нас поймали. Мы сделали что-то не так. Откуда взялся стыд?

В результате греха вкушения от древа познания у Адама и Евы развилось осознание пропасти между внешним и внутренним, поэтому они поспешили надеть фиговый лист, который скрывал их и, видимо, их грех.

Можно сказать, что оболочка существует с самого творения (поскольку змей был создан до Адама и Евы), но реального значения оболочка не имела до тех пор, пока не был создан человек и пока он не согрешил. С момента греха внутреннее и внешнее, хорошее и плохое смешиваются (поэтому оно и называется «деревом познания добра и зла») и они обманывают человека.

После греха Всевышний изгоняет Адама и Еву из Рая, а у входа в Рай помещает «пламя вращающегося меча», удерживающее нас от возвращения туда.

«Лахат» (пламя) согласно Раши означает иллюзию, обманывать.

То есть есть оболочка, закрывающая внутренний плод, но это иллюзия. Она убеждает вас, что она истина, хотя она и иллюзия. Вас обманывает, что в рай невозможно вернуться, хотя почти любое место и любую реальность можно превратить в рай. Она убеждает вас, что за ней ничего нет и что вы «все поняли», но это всего лишь иллюзия. Иллюзия поверхностности.

Так как же проникнуть в плод? Как ты чистишь? Как расшифровать код? Как победить иллюзию?

Мы продемонстрируем эту идею с помощью истории об Иосифе и его братьях, которая появляется в книге Бытия:

После многих лишений Иосиф приезжает в Египет и становится наместником. Сначала братья бросили его в яму, затем продали Мадианитянам и, наконец, Потифару. После четырнадцати лет пребывания в египетской тюрьме и благодаря способности разгадывать сны Йосеф назначается на руководящую должность в Египте. Тем временем из-за голода в земле Ханаанской его братья спускаются в Египет, но Иосиф узнает их и решает дать им «упражнение». иллюзия. Он угрожает им, что, если они не выдадут своего младшего брата Вениамина, он убьет их. Братья убеждены, что реальность именно такая, какой они видят, они не знают, что это Йосеф знает их и знает, кто они.

В Мидраше эта идея сформулирована следующим образом:

«Племена (12 колен) были заняты продажей Йосефа, а Йосеф был занят своим богатством и своим постом. Реувен был занят своим богатством и своим постом, Иаков был занят своим богатством и своим постом, Иуда был занят тем, что взял ему жену, а Бог был занят созданием свет Царя машиаха» (Мидраш Рава, Бытие Па, абзац 1).

Что хочет сказать Мидраш? Что пока все «взволнованы», «сбиты с толку» или «смущены» реальностью, Бог готовит почву, работая за кулисами. То есть за поверхностной оболочкой, которую мы называем «реальностью», кроется скрытое намерение.

Так же написано и в Книге Есфири о Мардохее Иудее, который «знал все, что делалось», пока «город Сузан был в недоумении».

Праведники не удовлетворяются оболочкой, а ищут глубинный замысел Творца за происходящими в реальности событиями. Это не история, говорил раввин Кук, а ее сокрытие (история = «эстер-йуд-кей», «сокрытие Бога» ).

Вот почему он пишет: «Когда ты знаешь Бога, хотя ты и ничего не знаешь, ты знаешь всё. И когда ты знаешь всё, но не знаешь Бога, ты не знаешь ничего» (раввин Кук, Восемь Тетрадей, 1, 21).

Тот, кто смотрит только на оболочку и понимает только внешнюю историю, без внутренней притчи, называется на языке Торы «рабом в Египте». Рабство проявляется в том, что он наблюдает за миром под узким, одномерным углом зрения и не может из него выйти.

Чтобы вывести Моисея из этого узкого и рабского взгляда, Бог показал ему горящий куст, который мы не можем сгореть, и таким образом попытался сказать ему: Моисей, ты посмотри на своего брата, на народ Израиля, который живет в Египте, и они кажутся вам такими же, как все египтяне. Ты не веришь, что сможешь вытащить их оттуда, но знай, что внутри каждого из них есть частичка моей души, которую невозможно испортить. Каждый из них — горящий куст, которую мы не может сгореть.

После этого, чтобы вывести весь народ Израиля из-под этого узкого и рабского взгляда, Бог разрывает Красное море пополам. Красное море названо так потому, что это море конечности, конечного и ограниченного восприятия с одной стороны, но очень убедительного с другой. Вот почему Всевышний сотворил чудо, чтобы передать нам послание: реальность, которую вы видите и в которую верите, — это мнимая реальность.

Это не означает, что этот мир не имеет ценности или важности. Конечно, он важен. Смысл в том, что мир (корень «Олам»), «скрывает» истину от наших глаз, потому что она сама является своеобразной оболочкой, которую нужно снять, или другими словами – Тора учит нас относиться к миру как к чему-то скрытому, закодировано. «Мнимая реальность» означает, что она имеет лишь сходство с реальной вещью.

Те, кто еще не готов войти внутрь, в сокрытое часть, подумают, что мир — это только то, что видно глазами, воспринимается органами чувств или рассказывается в новостях; Что свадьба – это просто шоу с платьем, едой и танцами, вручением подарков и поеданием рыбы и десерта. Те, кто верит в иллюзии, могут подумать, что он случайно встретил свою жену и женился на ней, хотя мог жениться на ком-то другом. Что президенты США, или китайцы, или каких-то богатых семей — это те, кто управляет мировой экономикой. Что нет другого выбора, кроме как есть и спать, потому что это биологическая необходимость, и одеваться так, а не иначе, потому что это социальная необходимость, а также зарабатывать на жизнь нет выбора, потому что из-за первого человека мы были все наказаны: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие 3:19).

На самом деле каждое явление в нашем мире находится тайна, и таит в себе огромные глубины и великие тайны. За каждым представлением скрывается Бог во всей своей силе.

Можно ли жить только внутри внутренней реальности? Или, говоря нашими словами, могут ли фрукты существовать и без кожуры?

Нет. Нет возможности всегда наблюдать только через внутренние очки. Оболочка необходима. Это часть реальности, которую Бог создал в своем мире. Человек должен увидеть это, распознать, а затем посмотреть сквозь это и за его пределы, внутрь.

Махарил из Праги объясняет, что те, кто пытается жить внутренней частью Торы без одежд этого мира, ошибаются. Не бывает внутреннего без внешнего и внешнего без внутреннего. Вот почему мы изучаем Тору в форме пардес (буквальный смысл, намек, иносказание, тайна), слой за слоем понимания, как чешуйки на луковице. И по его словам: «Подобно тому, как сама Тора пришла в мир не иначе как в одеянии, и невозможно было человеку удержать Тору иначе, как через одеяние Торы, [так]… душа не может быть в мире иначе как через тело, которое является одеянием души» (Тиферет Исраэль, 13).

Мало того, что оболочка необходима, теперь добавляем и говорим:

Всякий раз, когда человек пытается жить только внутренне или только внешне – он не воспринимает настоящую реальность.

Внешний вид — шифр. как код от сейфа. С одной стороны, код закрывает для вас сейф и не позволяет вам доступа то, что в нем спрятано, но с другой стороны, он позволяет вам, если вы правильно ввели цифры, открыть сейф.

Например: еда – это действие, направленное на оживление существа, и внешне оно существенно не отличается от еды животных. Кажется, что человек может отличаться от животных максимум тем, что у него есть способность готовить пищу, приправлять ее и хранить в холодильнике, но на самом деле это иллюзия, потому что акт приема пищи – это тоже код.

Почему Бог не создал нас солнечными? Какова цель обращения с едой? Ведь огромное количество энергии тратится на его выращивание, покупку, приготовление, приготовление, переваривание и мытье оставшейся посуды. А не проще ли было создать из нас существ, питающихся энергией Солнца и ничем иным?

Поэтому некоторые едят, чтобы жить, и их не волнует, что происходит на их пути, некоторые живут, чтобы наслаждаться вкусовыми удовольствиями, а есть те, кто превращает еду в произведение искусства, например, повара, которые соревнуются друг с другом, или люди, которые в кулинарных поездках по Израилю и за границу.

Отправляетесь в путешествие специально за едой, с целью отведать кусок торта или рыбки, на приготовление которых уходили часы, а через несколько мгновений они исчезают, как будто их и не было? Не к этому ли нас пытался разбудить царь Соломон, когда писал, что все «суета сует»?

Действительно, питание может быть животным и бессмысленным, в некоторых случаях даже вредным, но все это происходит только тогда, когда мы «не вводим секретный код» — то есть не входим через оболочку, через то, что есть видно на поверхности.

Когда мы идем глубже, как учат нас мудрецы, мы видим, что человек фактически служит своего рода «жертвенником», поднимающим под собой ступеньки, особенно ступени растений и животных, к ступени человека («говорящий»). Когда я ем огурец, это дает мне энергию, с которой я иду изучать Тору. Выяснилось, что огурцу была дана цель и он имеет высокое предназначение в мире.

Из наших слов следует, что человек ест не только для того, чтобы утолить голод, а потому, что он является посланником всей окружающей его реальности и его цель – исправить ее. Человек, практикующий таким образом, оценит пищу, попадающую ему в рот, в десятки раз больше, чем человек, который ест только из-за голода или желания.

Более того, каббалисты объясняют нам, что во всем в мире есть искра, внутренняя сила, энергия, которая заключена внутри этого и я могу извлечь ее из нее и затем использовать эту искру, чтобы творить добро в мире. Позже в этой главе мы подробно объясним каббалистическую идею, известную как «собирание искр».

Можно и во сне объяснить глубинный код (он тоже существует не зря, ведь от четверти до трети суток мы спим), и объяснить брак, рождение ребенка, смерть и многое другое, потому что вся наша реальность это код. Здесь необходима мудрость иудаизма в целом, потому что она открывает нам код каждого явления действительности.

Поэтому некоторые делят слово «оболочка» (клипа) на пару слов «легко» (каль) и «красиво» (яфе).

Если мы посмотрим на реальность со стороны, например олимпийского пловца, завоевавшего золотую медаль, — мы не сможем увидеть ту тяжелую работу, которую он проделывал за кулисами, зимние дни, когда он вставал в пять утра, когда было темно, и почти все еще спали и прыгнули в замерзший бассейн. А также впечатляющий пир, о котором мы упоминали ранее, который был сфотографирован крупным планом и заставил всех жаждать его попробовать — десятки людей работали и потели на всех этапах производственного процесса, чтобы этот праздник состоялся. Оболочка обманывает нас, заставляет поверить в светлую и прекрасную часть, но все ли она представляет?

Сделаем вывод: мы не должны довольствоваться той поверхностностью, которая видна в оболочке. Она там, потому что это шифр, и он обязательно скрывает внутри себя код входа.