Глава 27 (2)

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

ולכן אל יפול לב אדם עליו ולא ירע לבבו מאד
велохейн, ал йипойл лейв hоодом олов, велой йейра левовой меойд
Поэтому пусть человек не приходит в уныние и не очень стеснится сердце его,
от того, что приходят ему в голову такие дурные мысли. Действительно, это должно заботить его немного, ибо, если ему это будет вообще безразлично, это может привести к тому, что он перестанет воевать с этими мыслями, и отталкивать их, но "пусть не огорчается очень его сердце" от этого,
גם אם יהיה כן כל ימיו במלחמה זו
гам им йиhйе кейн кол йомов бемилхомо зу
даже если он всю жизнь пребудет в этой борьбе,
что всегда будут подниматься в его голове дурные мысли, и постоянно он должен будет воевать с ними, и не сможет подняться на такую ступень, чтобы изначально не было у дурных мыслей возможности прийти к нему - и тем не менее, пусть он не "берет" это в сердце,
כי אולי לכך נברא וזאת עבודתו לאכפיא לס"א תמיד.
ки улай лехах нивро. Везойс авойдосой: леахафьо леситро охоро томид
ибо, может быть, для этого он и сотворен и в том его служение – постоянно покорять сторону "ситра ахра".
подавлять постоянно дурное начало.
ועל זה אמר איוב
ве-ал зэ омар Иов
О том и сказал Ийов:
Вс-вышнему
בראת רשעים
боросо решоим
"Ты сотворил грешников"[1].
на это спрашивал Алтер Ребе в первой главе: "и ведь "праведник и грешник" не говорит"? - Когда объявляют Свыше, перед рождением ребенка, каковы будут его качества - мудрый или глупый, сильный или слабый, и т.п., не объявляют, будет ли он праведником или грешником, ибо, если объявят об этом - тогда устраняется свободный выбор у человека; как же тогда сказал Иов "боросо решоим"?- Но, в соответствии с вышесказанным, это понятно: не имеется в виду такие, которые изначально сотворены настоящими грешниками, но Вс-вышний сотворил таких людей, которые в определенном смысле остаются в положении, подобном грешникам, и это - бейноним, которым постоянно приходят в голову мысли о грехе, как у грешников - и намерение состоит в том, чтобы они отталкивали эти мысли, и исполняли работу "искафьо ситро охоро", подавлять дурное начало. И так говорит Тания:
ולא
велой
И это не означает,
что они сотворены изначально
שיהיו רשעים באמת ח"ו
шейиhйу решоим беэмес, хас ве-шолом,
что они на самом деле грешники, да сохранит Всевышний,
и действительно грешить в мысли, или в речи, или в действии,
אלא שיגיע אליהם
эло шейагиа алейhем
но что они -
что происходит с ними
כמעשה הרשעים במחשבתם והרהורם לבד
кемаасэ hорешоим, бемахшавтом веhирhуром левад
как грешники лишь в своих мыслях и помыслах
что в их мысли могут подниматься мысли о грехе, как это происходит у грешников,
והם יהיו נלחמים תמיד להסיח דעתם מהם כדי לאכפי' לס"א
ве-hейм йиhйу нилхомим томид, леhасиах даатом мей-hем, кдей леахафьо леситро охоро
и всегда будут бороться, дабы отвлекать свое внимание от них, чтобы покорить сторону "ситра ахра".
для того, чтобы подавить дурное начало - они сотворены таким образом, что таково должно быть их служение,
ולא יוכלו לבטלה מכל וכל
велой йухлу леватло микойл векойл
Но не смогут уничтожить ее совсем,
что они не смогут уничтожить совершенно "ситро охоро" их животной души. Т.е.: они не смогут достичь того, чтобы не пробуждались в них дурные стремления, что это есть причина того, что поднимаются в них дурные мысли,
כי זה נעשה ע"י צדיקים.
ки зэ наасо ал йедей цадиким
ибо это совершается праведниками.
клипа и зло животной души у цадиким полностью подчинены добру, и нет возможности совершенно для таавойс, которые могли бы пробудить дурные мысли. Но те ступени, о которых мы говорим здесь, нет у них возможности подняться до такой ступени со стороны их "природы", и само собой, что тем, кто находится на этой ступени, время от времени будут приходить в голову дурные мысли, и их работа - воевать против этих мыслей.
ושני מיני נחת רוח
ушней миней нахас руах
Есть два вида удовольствия
в служении сынов Израиля
לפניו ית' למעלה.
лефонов Исборах лемаало:
Всевышнего наверху.
א' מביטול הס"א לגמרי ואתהפכא ממרירו למתקא
алеф - мибитуль hаситро охоро легамрей, веисhапхо мимриру лемиско
Одно – от полного уничтожения стороны "ситра ахра" и обращения [ее] из горечи в сладость
и из переворачивания горького в сладкое,
ומחשוכא לנהורא
умейхашойхо линhойро
и из тьмы в свет,
и из тьмы в свет, и это делается
ע"י הצדיקים.
ал йедей цадиким
что совершается праведниками.
которые уничтожают ситро охоро совершенно, и "горечь", зло мидойс их животной души, они переворачивают в добро, и тьму разума и мозга их животной души они переворачивают в свет и святость - это все приводит Свыше один из видов наслаждения
והשנית
веhашейнис
Второе –
второй вариант нахас руах, это
כד אתכפיא הס"א
кад искафьо ситро охоро
когда покоряется "ситра ахра",
когда подавляют дурное начало
בעודה בתקפה וגבורתה
беойдо бесокфо угвуросо
пока она еще [сохранила] свой натиск и силу
когда ситро охоро все еще в своей силе и мощи,
ומגביה עצמה כנשר ומשם
умагбиhо ацмо кенешер, умишом
и возносит себя как орел, и оттуда
с ее высокого места
מורידה ה' באתערותא דלתתא
мойридо Гашем беисарусо дилсато
низводит ее Всевышний через пробуждение снизу,
посредством пробуждения еврея внизу, сломить ситро охоро. Это наслаждение Свыше приводится
ע"י הבינונים.
ал йедей hабейноним
совершаемое средними.
посредством служения бейноним, которые ведут войну, чтобы подавить клипу в их животной душе. Таким образом, есть нахас руах Свыше от служения бейноним, когда они борются с дурными мыслями и помыслами. На это намекают эти два вида: "боросо цадиким" и "боросо решоим" - те, кто находятся в постоянной войне.
וז"ש הכתוב ועשה לי מטעמים כאשר אהבתי מטעמים לשון רבים
везэ шеомар hа-косув: "ваасей ли матъамим каашер оhавти" - "матъамим" лешойн рабим
И об этом написано: "И приготовь мне вкусные блюда, как я люблю"[Брейшит, 27:4]. "Вкусные блюда" – во множественном числе
что означает в духовном смысле, в служении Вс-вышнему,
שני מיני נחת רוח
шней миней нахас руах
– два вида удовольствия.
Свыше, от служения Израиля.
והוא
ве-hу
Это
"ваасей ли матъамим",
מאמר השכינה לבניה כללות ישראל כדפי' בתיקונים.
маамар hашхино левонеhо, клолус Исроэл, кидепиреш бетикуним
слово Шхины сынам Своим, всем евреям, как объясняет книга "Тикуней Зогар".
как объясняется в Тикуней Зогар, что эти слова говорит Шхина сынам Израиля, и просит, чтобы их служение привело к "матъамим" - нахас руах.
וכמו שבמטעמים גשמיים ד"מ יש שני מיני מעדנים אחד ממאכלים ערבים ומתוקים. והשני מדברים חריפים או חמוצי'
ухмой шебематъамим гашмиим дерех мошол, йеш шней миней маадоним: эход мимаахолим арейвим умсуким, веhашейни мидворим харифим ой хамуцим
И подобно этому есть два вида вещественной вкусной пищи: один – то, что нежно и сладко, а другой – то, что остро или кисло,
что перед тем, как приготовляют из них сладкое кушание, они не годятся в пищу из-за того, что они слишком остры или кислы,
רק שהם מתובלים ומתוקני' היטב עד שנעשו מעדנים להשיב הנפש.
рак, шеhейм месуболим умесуконим hейтев, ад шенаасу маадоним леhошив hанефеш
но все это хорошо приправлено и приготовлено, так что получается пища, оживляющая душу.
так же есть также Свыше два вида удовольствия: 1) "нахас руах", происходящий от вещей добрых и сладких, служение праведников, которые не должны более воевать с "другой стороной", и все их служение это - притягивать от святости больше света; 2) нахас руах Свыше от служения бейноним, которые все еще занимаются с вещами "горькими", не хорошими, бороться со злом в их животных душах, и отталкивать дурные мысли и помыслы.
וז"ש הכתו' כל פעל ה' למענהו וגם רשע ליום רעה
везэ шеомар hа-косув: "кол пойал Гашем лемаанейhу, вегам рошо лейойм роо"
И об этом написано: "Все содеял Всевышний для Себя, также и грешника на день зла"[2].
все создал Вс-вышний ради себя, и также грешника - "лейойм роо". Как же, на первый взгляд, можно сказать, что также грешник сотворен ради Вс-вышнего? Но,
פי' שישוב מרשעו ויעשה הרע שלו יום ואור למעלה
пируш, шейошув миришъой вейаасэ hора шелой - йойм веойр лемаало
Это означает, что он должен покаяться в своих грехах, и зло его станет "днем" и "светом" наверху,
для того, чтобы перевернуть в "день" - "зло" - что это есть смысл "вегам рошо лейойм роо". И это посредством того, что
כד אתכפיא ס"א
кад искафьо ситро охоро
когда покорится "ситра ахра"
когда он подчинит дурное начало
ואסתלק יקרא דקב"ה לעילא.
веисталейк йекоро дэкудшо брих hу леэйло
и вознесется слава Всевышнего кверху.
и возвысится слава Вс-вышнего Свыше. Это есть смысл посука "вегам рошо лейойм роо" - что также грешник перевернет "зло" - в "день", т.е. - в свет.
До сих пор мы учили, что через то, что дурные мысли приходят в голову еврея, и он властвует над ними - тем самым он подавляет дурное начало и причиняет нахас руах Свыше. Далее Алтер Ребе объяснит, что это говорится не только о дурных мыслях - что если бы он не отталкивал их - он бы совершил грех - но также в отношении разрешенных речей и действий, в которых нет никакого запрета: ибо, если говорят или делают эти материальные вещи без намерения во имя Небес - это вещи и также оболочки души, связанные с ними, получают свою жизненность от "ситро охоро", ибо "сторона святости" это только когда делают эту вещь во имя Небес (например: кушать - для того, чтобы были силы учиться и молиться, или исполнить заповедь наслаждения субботы, шутить - для того, чтобы учиться с хорошим настроением, и т.д.) - и поэтому, когда еврей устраняется от того, чтобы делать эти разрешенные вещи, когда они не во имя Небес, и его намерение при этом - подавить ситро охоро - он причиняет этим нахас руах Свыше, и как далее будет объясняться:



[1] Бава батра, 16а. См. также Тания, часть 1, начало гл. 1 (Шамир)
[2] Мишлей, 16:4. Может ли быть, чтобы Всевышний создал грешников? И если Он все создал для Себя, то что в грешниках есть для Всевышнего? И если человек создан грешником, как можно его так назвать, ведь его нельзя даже обвинить в этом, он так создан, в чем же он согрешил? Из этого следует, что речь идет о сотворении его таким потенциально. Если он не даст потенциальному злу в себе стать действительным, это послужит славе Всевышнего (Шамир)
Запись опубликована в рубрике: .