Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 9

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

פרק ט’
перек тес
Глава 9
В предыдущих главах Алтер Ребе объяснил строение Б-жественной души в каждом еврее, с ее десятью силами и тремя одеяниями, и строение животной души, души, происходящей из клипы, которая есть в каждом еврее, с ее десятью силами и тремя одеяниями.
В 9-Й главе Алтер Ребе объяснит войну, происходящую между двумя душами в каждом еврее.
והנה מקום משכן נפש הבהמית שמקליפת נוגה בכל איש ישראל הוא בלב
ве-hиней мекойм мишкан нефеш hабаhамис шемиклипас нойгаh бехол иш Исроэл hу ба-лейв
И вот, местонахождение животной души, происходящей из клипас нойгаh, в каждом человеке из Израиля – в сердце
Там, в сердце, раскрывается животная душа, и влияет на все тело, ибо, как упоминается в предыдущих главах, животная душа главным образом состоит из «мидойс» — эмоций — как гнев, наслаждение, хвастовство и т.п., и местонахождение этих мидойс — в сердце.
בחלל שמאלי
бехолол hасмойли
в левой полости[1],
сердца
שהוא מלא דם וכתיב: כי הדם הוא הנפש
шеhу молей дом, ухсив: «ки hадом hу hанефеш«
которая наполнена кровью, как сказано «ибо кровь – это душа «
что отсюда ясно, что эта душа находится в левой полости сердца, наполненной кровью
ולכן
велохейн
И поэтому
поскольку животная душа расположена в сердце
כל התאות והתפארות וכעס ודומיהן
кол hатаавойс веhиспаарус вехаас ведоймейhен
все страсти и хвастовство и гнев и другие подобные чувства
и остальные мидойс
הן בלב ומהלב הן מתפשטות בכל הגוף וגם עולה למוח שבראש לחשב ולהרהר בהן ולהתחכם בהן
hейн ба-лейв умеhалейв hейн миспаштойс бехол hа-гуф вегам ойле ламойах шеберойш лахшойв улеhарhейр боhейн улеhисхакейм боhейн
– коренятся в сердце, и отсюда они распространяются по всему телу, а также восходят к мозгу в голове, чтобы о них мыслить, размышлять и чтобы обдумывать их,
После того, как пробуждается желание в сердце, оно поднимается в мозг, чтобы обдумать и умудриться, как ее воплотить в жизнь.
כמו שהדם מקורו בלב ומהלב מתפשט לכל האברים וגם עולה להמוח שבראש.
кмой шеhадом мекойрой ба-лейв, умеhалейв миспашейт ле-хол hоэйворим вегам ойле ламойах шеберойш
так же как источник крови – в сердце, а из сердца она расходится по всем членам и поднимается в голову к мозгу.
Подобно тому, как источник крови в сердце, и оттуда она распространяется во все остальные части тела, так же и эта душа, облекающаяся в кровь человека, ее источник – в сердце, и из сердца она распространяется во все остальные части тела
אך מקום משכן נפש האלקית הוא במוחין שבראש
Ах мекойм мишкан нефеш hоЭлойкис hу бемойхин шеберойш
Но местопребывание Б-жественной души — это в мозгах, которые в голове
Местопребывание Б-жественной души — в мозгу, согласно тому, как упоминалось в предыдущих главах, что основная сущность Б-жественной души – это разум, а разум пребывает в голове.
ומשם
умишом
и оттуда
Из мозга, который в голове
מתפשטת לכל האברים וגם בלב
миспашетес ле-хол hоэйворим вегам ба-лейв
распространяется по всем органам и также в сердце
Пребывает и раскрывается Б-жественная душа
בחלל הימני
бехолол hайемони
в правой полости
сердца
שאין בו דם וכמ»ש לב חכם לימינו
шеэйн бой дом, ухмой шенеэмар — «лейв хохом лиминой«
в котором нет крови[2], и как сказано, «лейв хохом — лиминой «
«Мудрого» — намек на Б-жественную душу, в противоположность животной душе (йецер hо-ро) называемой «ксил».
«Справа» — правая полость в сердце.
Здесь, также как в животной душе, Алтер Ребе разделяет между сердцем, и остальными органами: после того, что он отмечает, что Б-жественная душа распространяется во все органы, он специально добавляет, «и также в сердце» — ибо Б-жественная душа не только распространяется в сердце, как в других органах, но и раскрывается в сердце, т.е. в мидойс — эмоциях
והיא
ве-hи
и она
как раскрывается Б-жественная душа, которая из мозга – в сердце? – посредством
אהבת ה’ כרשפי שלהבת מתלהבת בלב משכילים
аhавас Гашем керишфей шалhевес мислаhевес белейв маскилим
любовь к Вс-вышнему, как искры пламени, разгорающегося в сердце постигающих
использующим силу своего разума
המבינים ומתבוננים
hамейвиним умисбойненим
понимающих и размышляющих
использующим также способность «бино «, чтобы понять каждую вещь в деталях,
בדעתם אשר במוחם
бедаатом ашер бемойхом
посредством [силы] Даат в своем мозгу
Они используют также способность «даас «, чтобы углубиться и почувствовать то, что они постигают, т.е., они используют для этого все три силы: хохмо, бино и даас,
בדברים המעוררים את האהבה.
бадворим hамеойрерим эс hоаhаво
о вещах, пробуждающих любовь
о величии Вс-вышнего, как объясняется в третьей части Тании, что углубленное размышление о величии Вс-вышнего, пробуждает любовь к Нему. Таким образом, эта любовь в сердце – это распространение Б-жественной души из мозга: углубленная мысль в мозгу приводит любовь в сердце.
וכן
вехейн
и также
שמחת לבב בתפארת ה’ והדר גאונו
симхас лейвов бесиферес Гашем ваhадар геойной
радости сердца в великолепии Вс-вышнего,
также радость сердца, что это более внутреннее чувство, чем любовь, приходит из мозга к сердцу,
כאשר עיני החכם
каашер эйней hэхохом
когда глаза мудреца
Б-жественной души,
אשר בראשו במוח חכמתו ובינתו מסתכלים
ашер беройшой бемойах хохмосой увиносой мистаклим
которые в его голове, в мозгу его мудрости и постижения, созерцающие
внутренним взглядом
ביקרא דמלכא
бейекоро дэмалко
царственную славу
славу Царя, Вс-вышнего
ותפארת גדולתו
весиферес гдулосой
и красоту Его величия,
которая,
עד אין חקר
ад эйн хейкер
которое непостижимо,
невозможно исследовать до конца Его величие
ואין סוף ותכלית
веэйн сойф весахлис
бесконечно и безгранично,
Он бесконечен и беспределен,
כמבואר במקום אחר
кемевойар бе-мокойм ахейр
как объясняется в другом месте.
Он задумывается о величии Вс-вышнего в глазах его разума. Т.е.: не только, что он постигает своим разумом величие Вс-вышнего, но его постижение подобно видению – как будто бы он видит своими глазами, и это видение разума пробуждает радость сердца. И также эта радость происходит из мозга.
וכן שאר מדות קדושות שבלב
вехейн шеар мидойс кдойшойс шебелейв
И также все остальные святые мидот сердца
как страх перед Вс-вышним и т.п.,
הן מחב»ד שבמוחין
hейн меХаБаД бешемойхин
имеют своим источником силы разума Хабад , находящиеся в мозгу.
из хохмо, бино, даас, которые в мозгу



[1] Животная душа, в противоположность Б-жественной, сильнее проявляется не в разумной, а в эмоциональной своей части, поэтому она помещается в сердце. (Шамир)
[2] Хотя кровь есть и в правой полости сердца (см. Эц хаим, шаар 50, гл. 4; Ликутей Тора, Шир гаширим, 31а), но кровь в правой полости сердца — не основное, ибо с ней не связан здесь хидуш — возникновение нового (ведь кровь притекает из левого желудочка, в который она поступает из тела). Хидуш, который показывает роль правой полости сердца, — воздух (кислород), дающий жизнь телу. (Из письма последнего Любавичского Ребе, которое приводит И. Корф.) (Шамир)