Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 3

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

פרק ג’
Перек гимел
Глава 3
Во второй главе Алтер Ребе объяснил, что у каждого из Израиля, есть Б-жественная душа, которая часть Вс-вышнего Свыше действительно, и она состоит из трех аспектов — нефеш, руах и нешомо.
В третьей главе, которую мы начинаем изучать, дается более подробное объяснение внутренним силам Б-жественной души:
והנה כל בחי’ ומדרגה משלש אלו נפש רוח ונשמה כלולה מעשר בחי’
веhиней кол бхино умадрейго мишолойш эйлу: нефеш, руах унешомо, клуло мейэсер бхинойс
Каждый из трех вышеуказанных видов и ступеней деления души – нефеш, руах и нешама – заключает в себе десять сил,
каждая из этих трех, также нефеш , также руах и также нешомо — состоит из десяти различных сил, которые
כנגד עשר ספירות עליונות שנשתלשלו מהן
кенегед эсер сфиройс элйойнойс шеништалшелу мейhен
соответствующих десяти высшим[1] сфирот, от которых они спустились вниз.
эти десять сил соответствуют десяти сфиройс Свыше, являющихся источником для них, и из них они происходят
הנחלקות לשתים
hанэхлокойс лиштаим
Они делятся на две части:
эти десять сфиройс подразделяются на две группы —
שהן שלש אמות ושבע כפולות
шеhейн шолойш имойс вешэва кфулойс
три из них, называемые «матери», и семь двойных» сфирот,
три высших сфиройс называются «матерями», поскольку они являются основой и источником остальных семи сфиройс, подобно матери рождающей детей, и семь сфиройс, которые есть мидойс , называются «двойными», поскольку они выражаются двумя способами.
פי’
пируш
то есть
какие из них называются «матерями» и какие называются «двойными»?
חכמה בינה ודעת
хохмо, бино водаас
Хохма [мудрость], Бина [постижение] и Даат [знание],
называются «матерями»
ושבעת ימי הבנין חסד גבורה תפארת כו’
вешивас йемей hабиньон: хесед, гвуро, тиферес хулей
– и семь дней построения: Хесед [доброта], Гвура [сила], Тиферет [милосердие] и т. д.
семь мидойс: хесед , гвуро , тиферес , нэцах , hойд , йесойд , малхус , которые «двойные», называются также «семь дней творения мира». Ибо, посредством них Вс-вышний сотворил мир в шесть дней Берейшис, каждый день с помощью другой миды: в первый день действовало качество хесед, во второй — качество гвуро, и т.д.
И подобно тому, как высшие сфиройс подразделяются на две общие группы,
וכך בנפש האדם
вехах бенефеш hоодом
То же в душе человека,
также в десяти силах души существует такое разделение,
שנחלקת לשתים שכל ומדות.
шенэхлекес лиштаим — сейхел умидойс
которая делится на две части: разум и силы эмоций [мидот].
השכל
hасейхел
Разум
в общем смысле этого понятия
כולל חכמה בינה ודעת.
койлел — хохмо, бино водаас
складывается из Хохма, Бина и Даат [Хабад],
והמדות הן אהבת ה’
веhамидойс — hейн аhавас Гашем
а мидот – это любовь к Б-гу,
внутреннее выражение качества хесед
ופחדו ויראתו
уфахдой вейиросой
трепет, страх
внутреннее выражение качества гвуро,
ולפארו כו’
улефоорой хулей
и восхваление Его и т. д.
выражение качества тиферес.
וחב»ד נקראו אמות ומקור למדות כי המדות הן תולדות חב»ד:
веХаба»д никреу имойс умокойр лемидойс, ки hамидойс hейн тойлдойс Хабад
Силы Хабад называются «матери» и являются источником по отношению к мидот, ибо мидот происходят от сил интеллекта Хабад.
Для объяснения смысла понятий «хохмо «, «бино «, «даас » в душе, о которых говорится много в следующих главах, приведем здесь краткое объяснение:
«Сила (т.е., способность) хохмо» представляет собой первичную, основную, идею постижения мысли, «центральную точку» всей мысли.
Хотя эта «точка мысли» включает в себя все детали и все строение постижения, но они сконцентрированы все еще в «точке», в сокрытом виде (подобно тому, как точка все еще не имеет ясных границ ширины, длины и т.д.). Это называется также «борок hамаврик » — «сверкающая молния», искра мысли, отсвет постижения. Как человек, который напряженно трудится, чтобы разрешить трудный вопрос, и вдруг в его мозгу сверкает мысль, что в соответствии с такой-то сугией и таким-то мнением можно разрешить этот вопрос — в этой первичная идеи отсвета мысли, еще нет ясного постижения, каким образом и как разрешается вопрос, есть только базовая «точка» мысли, как разрешить трудный вопрос.
После этого приходит «сила (способность) бино», и разделяет и проясняет различные детали, сокрытые в точке хохмо. И тогда в его мозгу возникает целое «здание» мысли, во всей ее ширине и длине и т.д. Это есть идея силы бино — «мейвин довор митойх довор » — что из «тойх довор», из того, что было в «тойх» — внутри, в глубине «я нашел» силы хохмо, он постигает всю ширину мысли.
После того, как человек уже постигает мысль хорошо во всех ее деталях, он должен углубиться в постижение мысли, связать себя и соединить себя с ней таким образом, что он чувствует ее, и не только что понимает ее. Тогда эта мысль воздействует на человека. И тогда, если мысль занимается постижением блага, которое есть в какой-либо вещи — это пробудит в человеке, постигающем это, притяжение сердца и любовь к этой вещи. И если мысль занимается постижением негативности какой-то вещи — это пробудит в постигающем движение души, чтобы бояться и убегать от этой вещи.
Эта способность углубления, связывания себя с постигаемой идеей, и ощущение ее — называется «даас» — от языка «веhоодом йода «.
וביאור הענין כי הנה השכל שבנפש המשכל’
увиур hоиньон, ки hиней hасейхел шебенефеш hамаскелес
Объясняется это следующим образом: разум разумной души,
мы учили ранее, что «сейхел » — это общее название для все трех сил Хабад. Про какую из них идет речь здесь? — Он объясняет сразу —
שהוא המשכיל כל דבר
шеhу маскиль кол довор
постигающий все вещи,
здесь говорится о первой ступени постижения, «точка», «сверкающая молния», в которой еще нет деталей и ясных линий постижения, и это
נקרא בשם חכמה כ»ח מ»ה
никро бешейм хохмо, койах ма
называется Хохма – коах ма[2].
т.е., такая «сила», про которую все еще спрашивают «ма»? — «что это», ибо эта сила еще не действует во всей своей широте и ясности,
וכשמוציא כחו אל הפועל שמתבונן בשכלו להבין דבר לאשורו
ухшемойци койхой эл hапойал, шемисбойнейн бесихлой леhовин довор леашурой
Когда эта способность из стадии потенциальной переходит в активную, то есть когда человек рассматривает нечто своим разумом для того, чтобы постичь это нечто ясно
во всех его деталях, которые создают полное «здание» этой мысли, в длину и ширину.
«Длина» означает: опускание мысли от ее высокого непостижимого уровня, на более низкий уровень, для того, чтобы это стало более понятно. Как «мошол» — примеры, которые приводят на какую-либо мысль, посредством которых притягивают мысль на более низкую ступень, для того, чтобы ученику было бы легче понять ее. И если приведенный пример все еще слишком глубок для понимания ученика, необходимо привести еще один пример на изучаемую идею (как говорится про царя Шлоймо: «вайдабейр шлойшес алофим мошол», что царь Соломон дал три тысячи примеров на одну постигаемую идею. Для того, чтобы мудрость, как ее постиг царь Соломон, могла быть воспринята в понимании простого человека, от него требовалось привести три тысячи примеров, первый пример на саму постигаемую мысль, и после этого пример на первый пример, и так далее пример за примером, до трех тысяч). Это есть понятие «длины» разума — долгое опускание мысль на самые низкие ступени.
«Ширина» мысли означает — распрсотранение мысли вширь — большое число деталей, из которых составлена мысль; также большое количество следствий этой идеи, и например, что из какой-то идеи в законах трейфос строится соображение, относящееся к законам имущественных сделок.
Это есть смысл понятия «леашурой» — полное «здание» мысли в длину и ширину
ולעמקו
улеомкой
и глубоко,
каждая мысль имеет глубину, и глубину внутри глубины. И когда человек постигает мысль, как следует в длину, в ширину и в глубину и он постигает ее,
מתוך איזה דבר חכמה המושכל בשכלו
митойх эйзэ двар хохмо hа-мускол бесихлой
исходя из известных ему элементов мудрости,
из того, что перед этим было только в аспекте идеи на уровне хохмо, — эта форма выделения деталей в точке хохмо, когда это делается основательно,
נקרא בינה
никро бино
она называется Бина.
«бино» представляет, таким образом, способность выделения деталей в точке мысли, «в ширину и в глубину»
והן הם אב ואם
веhейн hейм ов воэйм
Эти два проявления интеллекта – Хохма и Бина – называются «отцом» и «матерью»,
«хохмо» — это «отец», и «бино» это «мать»,
המולידות אהבת ה’ ויראתו ופחדו
hамойлидойс аhавас Гашем вейиросой уфахдой
ибо они порождают любовь к Б-гу, страх и трепет пред Ним.
любовь к Вс-вышнему и страх перед Ним относятся к группе мидойс в душе, порождаемых разумом. Каким образом они порождаются разумом?



[1] Б-жественные атрибуты, явившиеся источником творения, делятся на Разум (три первые сфирот) и семь сфирот, соответствующих шести дням творения и субботе. В силу своей исходности от сфирот Б-жественного мира Ацилут все сотворенные миры повторяют в себе его структуру. В частности, душа складывается из десяти сфирот, разума и эмоций. Более подробно о десяти сфирот см. Тания, часть 4, посл. 15, а также в других местах (Шамир)
[2] Коах — потенциальная способность, с помощью которой задается первый вопрос ма? («что это?»). Первый проблеск постижения, объемлющий полностью его предмет, но лишь в общем, еще не в конкретных деталях. См. также конец гл. 18 (Шамир)