Глава 3

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

פרק ג'
Перек гимел
Глава 3
Во второй главе Алтер Ребе объяснил, что у каждого из Израиля, есть Б-жественная душа, которая часть Вс-вышнего Свыше действительно, и она состоит из трех аспектов - нефеш, руах и нешомо.
В третьей главе, которую мы начинаем изучать, дается более подробное объяснение внутренним силам Б-жественной души:
והנה כל בחי' ומדרגה משלש אלו נפש רוח ונשמה כלולה מעשר בחי'
веhиней кол бхино умадрейго мишолойш эйлу: нефеш, руах унешомо, клуло мейэсер бхинойс
Каждый из трех вышеуказанных видов и ступеней деления души – нефеш, руах и нешама – заключает в себе десять сил,
каждая из этих трех, также нефеш , также руах и также нешомо - состоит из десяти различных сил, которые
כנגד עשר ספירות עליונות שנשתלשלו מהן
кенегед эсер сфиройс элйойнойс шеништалшелу мейhен
соответствующих десяти высшим[1] сфирот, от которых они спустились вниз.
эти десять сил соответствуют десяти сфиройс Свыше, являющихся источником для них, и из них они происходят
הנחלקות לשתים
hанэхлокойс лиштаим
Они делятся на две части:
эти десять сфиройс подразделяются на две группы -
שהן שלש אמות ושבע כפולות
шеhейн шолойш имойс вешэва кфулойс
три из них, называемые "матери", и семь двойных" сфирот,
три высших сфиройс называются "матерями", поскольку они являются основой и источником остальных семи сфиройс, подобно матери рождающей детей, и семь сфиройс, которые есть мидойс , называются "двойными", поскольку они выражаются двумя способами.
פי'
пируш
то есть
какие из них называются "матерями" и какие называются "двойными"?
חכמה בינה ודעת
хохмо, бино водаас
Хохма [мудрость], Бина [постижение] и Даат [знание],
называются "матерями"
ושבעת ימי הבנין חסד גבורה תפארת כו'
вешивас йемей hабиньон: хесед, гвуро, тиферес хулей
– и семь дней построения: Хесед [доброта], Гвура [сила], Тиферет [милосердие] и т. д.
семь мидойс: хесед , гвуро , тиферес , нэцах , hойд , йесойд , малхус , которые "двойные", называются также "семь дней творения мира". Ибо, посредством них Вс-вышний сотворил мир в шесть дней Берейшис, каждый день с помощью другой миды: в первый день действовало качество хесед, во второй - качество гвуро, и т.д.
И подобно тому, как высшие сфиройс подразделяются на две общие группы,
וכך בנפש האדם
вехах бенефеш hоодом
То же в душе человека,
также в десяти силах души существует такое разделение,
שנחלקת לשתים שכל ומדות.
шенэхлекес лиштаим - сейхел умидойс
которая делится на две части: разум и силы эмоций [мидот].
השכל
hасейхел
Разум
в общем смысле этого понятия
כולל חכמה בינה ודעת.
койлел - хохмо, бино водаас
складывается из Хохма, Бина и Даат [Хабад],
והמדות הן אהבת ה'
веhамидойс - hейн аhавас Гашем
а мидот – это любовь к Б-гу,
внутреннее выражение качества хесед
ופחדו ויראתו
уфахдой вейиросой
трепет, страх
внутреннее выражение качества гвуро,
ולפארו כו'
улефоорой хулей
и восхваление Его и т. д.
выражение качества тиферес.
וחב"ד נקראו אמות ומקור למדות כי המדות הן תולדות חב"ד:
веХаба"д никреу имойс умокойр лемидойс, ки hамидойс hейн тойлдойс Хабад
Силы Хабад называются "матери" и являются источником по отношению к мидот, ибо мидот происходят от сил интеллекта Хабад.
Для объяснения смысла понятий "хохмо ", "бино ", "даас " в душе, о которых говорится много в следующих главах, приведем здесь краткое объяснение:
"Сила (т.е., способность) хохмо" представляет собой первичную, основную, идею постижения мысли, "центральную точку" всей мысли.
Хотя эта "точка мысли" включает в себя все детали и все строение постижения, но они сконцентрированы все еще в "точке", в сокрытом виде (подобно тому, как точка все еще не имеет ясных границ ширины, длины и т.д.). Это называется также "борок hамаврик " - "сверкающая молния", искра мысли, отсвет постижения. Как человек, который напряженно трудится, чтобы разрешить трудный вопрос, и вдруг в его мозгу сверкает мысль, что в соответствии с такой-то сугией и таким-то мнением можно разрешить этот вопрос - в этой первичная идеи отсвета мысли, еще нет ясного постижения, каким образом и как разрешается вопрос, есть только базовая "точка" мысли, как разрешить трудный вопрос.
После этого приходит "сила (способность) бино", и разделяет и проясняет различные детали, сокрытые в точке хохмо. И тогда в его мозгу возникает целое "здание" мысли, во всей ее ширине и длине и т.д. Это есть идея силы бино - "мейвин довор митойх довор " - что из "тойх довор", из того, что было в "тойх" - внутри, в глубине "я нашел" силы хохмо, он постигает всю ширину мысли.
После того, как человек уже постигает мысль хорошо во всех ее деталях, он должен углубиться в постижение мысли, связать себя и соединить себя с ней таким образом, что он чувствует ее, и не только что понимает ее. Тогда эта мысль воздействует на человека. И тогда, если мысль занимается постижением блага, которое есть в какой-либо вещи - это пробудит в человеке, постигающем это, притяжение сердца и любовь к этой вещи. И если мысль занимается постижением негативности какой-то вещи - это пробудит в постигающем движение души, чтобы бояться и убегать от этой вещи.
Эта способность углубления, связывания себя с постигаемой идеей, и ощущение ее - называется "даас" - от языка "веhоодом йода ".
וביאור הענין כי הנה השכל שבנפש המשכל'
увиур hоиньон, ки hиней hасейхел шебенефеш hамаскелес
Объясняется это следующим образом: разум разумной души,
мы учили ранее, что "сейхел " - это общее название для все трех сил Хабад. Про какую из них идет речь здесь? - Он объясняет сразу -
שהוא המשכיל כל דבר
шеhу маскиль кол довор
постигающий все вещи,
здесь говорится о первой ступени постижения, "точка", "сверкающая молния", в которой еще нет деталей и ясных линий постижения, и это
נקרא בשם חכמה כ"ח מ"ה
никро бешейм хохмо, койах ма
называется Хохма – коах ма[2].
т.е., такая "сила", про которую все еще спрашивают "ма"? - "что это", ибо эта сила еще не действует во всей своей широте и ясности,
וכשמוציא כחו אל הפועל שמתבונן בשכלו להבין דבר לאשורו
ухшемойци койхой эл hапойал, шемисбойнейн бесихлой леhовин довор леашурой
Когда эта способность из стадии потенциальной переходит в активную, то есть когда человек рассматривает нечто своим разумом для того, чтобы постичь это нечто ясно
во всех его деталях, которые создают полное "здание" этой мысли, в длину и ширину.
"Длина" означает: опускание мысли от ее высокого непостижимого уровня, на более низкий уровень, для того, чтобы это стало более понятно. Как "мошол" - примеры, которые приводят на какую-либо мысль, посредством которых притягивают мысль на более низкую ступень, для того, чтобы ученику было бы легче понять ее. И если приведенный пример все еще слишком глубок для понимания ученика, необходимо привести еще один пример на изучаемую идею (как говорится про царя Шлоймо: "вайдабейр шлойшес алофим мошол", что царь Соломон дал три тысячи примеров на одну постигаемую идею. Для того, чтобы мудрость, как ее постиг царь Соломон, могла быть воспринята в понимании простого человека, от него требовалось привести три тысячи примеров, первый пример на саму постигаемую мысль, и после этого пример на первый пример, и так далее пример за примером, до трех тысяч). Это есть понятие "длины" разума - долгое опускание мысль на самые низкие ступени.
"Ширина" мысли означает - распрсотранение мысли вширь - большое число деталей, из которых составлена мысль; также большое количество следствий этой идеи, и например, что из какой-то идеи в законах трейфос строится соображение, относящееся к законам имущественных сделок.
Это есть смысл понятия "леашурой" - полное "здание" мысли в длину и ширину
ולעמקו
улеомкой
и глубоко,
каждая мысль имеет глубину, и глубину внутри глубины. И когда человек постигает мысль, как следует в длину, в ширину и в глубину и он постигает ее,
מתוך איזה דבר חכמה המושכל בשכלו
митойх эйзэ двар хохмо hа-мускол бесихлой
исходя из известных ему элементов мудрости,
из того, что перед этим было только в аспекте идеи на уровне хохмо, - эта форма выделения деталей в точке хохмо, когда это делается основательно,
נקרא בינה
никро бино
она называется Бина.
"бино" представляет, таким образом, способность выделения деталей в точке мысли, "в ширину и в глубину"
והן הם אב ואם
веhейн hейм ов воэйм
Эти два проявления интеллекта – Хохма и Бина – называются "отцом" и "матерью",
"хохмо" - это "отец", и "бино" это "мать",
המולידות אהבת ה' ויראתו ופחדו
hамойлидойс аhавас Гашем вейиросой уфахдой
ибо они порождают любовь к Б-гу, страх и трепет пред Ним.
любовь к Вс-вышнему и страх перед Ним относятся к группе мидойс в душе, порождаемых разумом. Каким образом они порождаются разумом?



[1] Б-жественные атрибуты, явившиеся источником творения, делятся на Разум (три первые сфирот) и семь сфирот, соответствующих шести дням творения и субботе. В силу своей исходности от сфирот Б-жественного мира Ацилут все сотворенные миры повторяют в себе его структуру. В частности, душа складывается из десяти сфирот, разума и эмоций. Более подробно о десяти сфирот см. Тания, часть 4, посл. 15, а также в других местах (Шамир)
[2] Коах - потенциальная способность, с помощью которой задается первый вопрос ма? ("что это?"). Первый проблеск постижения, объемлющий полностью его предмет, но лишь в общем, еще не в конкретных деталях. См. также конец гл. 18 (Шамир)
Запись опубликована в рубрике: .