С Б-жьей помощью
Комментарии:
Шиурим
Пниней Тания
Маскиль леЭйсон
Биурим баТания
Все
Без комментариев
Текст:
Иврит
Иврит и транслит
Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод Иврит и перевод Перевод Транслит Не отображать текст
Транслит и перевод Иврит и перевод Перевод Транслит Не отображать текст
Перевод терминов:
Показывать
Не показывать
פרק ג'
Перек гимел
Глава 3
Во второй главе Алтер Ребе объяснил, что у каждого из Израиля, есть Б-жественная душа, которая часть Вс-вышнего Свыше действительно, и она состоит из трех аспектов - нефеш, руах и нешомо.
В третьей главе, которую мы начинаем изучать, дается более подробное объяснение внутренним силам Б-жественной души:
והנה כל בחי' ומדרגה משלש אלו נפש רוח ונשמה כלולה מעשר בחי'
В третьей главе, которую мы начинаем изучать, дается более подробное объяснение внутренним силам Б-жественной души:
веhиней кол бхино умадрейго мишолойш эйлу: нефеш, руах унешомо, клуло мейэсер бхинойс
Каждый из трех вышеуказанных видов и ступеней деления души – нефеш, руах и нешама – заключает в себе десять сил,
каждая из этих трех, также нефеш
, также руах
и также нешомо
- состоит из десяти различных сил, которые
כנגד עשר ספירות עליונות שנשתלשלו מהן
кенегед эсер сфиройс элйойнойс шеништалшелу мейhен
соответствующих десяти высшим[1] сфирот, от которых они спустились вниз.
эти десять сил соответствуют десяти сфиройс
Свыше, являющихся источником для них, и из них они происходят
הנחלקות לשתים
hанэхлокойс лиштаим
Они делятся на две части:
эти десять сфиройс подразделяются на две группы -
שהן שלש אמות ושבע כפולות
шеhейн шолойш имойс вешэва кфулойс
три из них, называемые "матери", и семь двойных" сфирот,
три высших сфиройс называются "матерями", поскольку они являются основой и источником остальных семи сфиройс, подобно матери рождающей детей, и семь сфиройс, которые есть мидойс
, называются "двойными", поскольку они выражаются двумя способами.
פי'
пируш
то есть
какие из них называются "матерями" и какие называются "двойными"?
חכמה בינה ודעת
хохмо, бино водаас
Хохма [мудрость], Бина [постижение] и Даат [знание],
называются "матерями"
ושבעת ימי הבנין חסד גבורה תפארת כו'
вешивас йемей hабиньон: хесед, гвуро, тиферес хулей
– и семь дней построения: Хесед [доброта], Гвура [сила], Тиферет [милосердие] и т. д.
семь мидойс: хесед
, гвуро
, тиферес
, нэцах
, hойд
, йесойд
, малхус
, которые "двойные", называются также "семь дней творения мира". Ибо, посредством них Вс-вышний сотворил мир в шесть дней Берейшис, каждый день с помощью другой миды: в первый день действовало качество хесед, во второй - качество гвуро, и т.д.
И подобно тому, как высшие сфиройс подразделяются на две общие группы,
וכך בנפש האדם
И подобно тому, как высшие сфиройс подразделяются на две общие группы,
вехах бенефеш hоодом
То же в душе человека,
также в десяти силах души существует такое разделение,
שנחלקת לשתים שכל ומדות.
шенэхлекес лиштаим - сейхел умидойс
которая делится на две части: разум и силы эмоций [мидот].
השכל
hасейхел
Разум
в общем смысле этого понятия
כולל חכמה בינה ודעת.
койлел - хохмо, бино водаас
складывается из Хохма, Бина и Даат [Хабад],
והמדות הן אהבת ה'
веhамидойс - hейн аhавас Гашем
а мидот – это любовь к Б-гу,
внутреннее выражение качества хесед
ופחדו ויראתו
уфахдой вейиросой
трепет, страх
внутреннее выражение качества гвуро,
ולפארו כו'
улефоорой хулей
и восхваление Его и т. д.
выражение качества тиферес.
וחב"ד נקראו אמות ומקור למדות כי המדות הן תולדות חב"ד:
веХаба"д никреу имойс умокойр лемидойс, ки hамидойс hейн тойлдойс Хабад
Силы Хабад называются "матери" и являются источником по отношению к мидот, ибо мидот происходят от сил интеллекта Хабад.
Для объяснения смысла понятий "хохмо
", "бино
", "даас
" в душе, о которых говорится много в следующих главах, приведем здесь краткое объяснение:
"Сила (т.е., способность) хохмо" представляет собой первичную, основную, идею постижения мысли, "центральную точку" всей мысли.
Хотя эта "точка мысли" включает в себя все детали и все строение постижения, но они сконцентрированы все еще в "точке", в сокрытом виде (подобно тому, как точка все еще не имеет ясных границ ширины, длины и т.д.). Это называется также "борок hамаврик " - "сверкающая молния", искра мысли, отсвет постижения. Как человек, который напряженно трудится, чтобы разрешить трудный вопрос, и вдруг в его мозгу сверкает мысль, что в соответствии с такой-то сугией и таким-то мнением можно разрешить этот вопрос - в этой первичная идеи отсвета мысли, еще нет ясного постижения, каким образом и как разрешается вопрос, есть только базовая "точка" мысли, как разрешить трудный вопрос.
После этого приходит "сила (способность) бино", и разделяет и проясняет различные детали, сокрытые в точке хохмо. И тогда в его мозгу возникает целое "здание" мысли, во всей ее ширине и длине и т.д. Это есть идея силы бино - "мейвин довор митойх довор " - что из "тойх довор", из того, что было в "тойх" - внутри, в глубине "я нашел" силы хохмо, он постигает всю ширину мысли.
После того, как человек уже постигает мысль хорошо во всех ее деталях, он должен углубиться в постижение мысли, связать себя и соединить себя с ней таким образом, что он чувствует ее, и не только что понимает ее. Тогда эта мысль воздействует на человека. И тогда, если мысль занимается постижением блага, которое есть в какой-либо вещи - это пробудит в человеке, постигающем это, притяжение сердца и любовь к этой вещи. И если мысль занимается постижением негативности какой-то вещи - это пробудит в постигающем движение души, чтобы бояться и убегать от этой вещи.
Эта способность углубления, связывания себя с постигаемой идеей, и ощущение ее - называется "даас" - от языка "веhоодом йода ".
וביאור הענין כי הנה השכל שבנפש המשכל'
"Сила (т.е., способность) хохмо" представляет собой первичную, основную, идею постижения мысли, "центральную точку" всей мысли.
Хотя эта "точка мысли" включает в себя все детали и все строение постижения, но они сконцентрированы все еще в "точке", в сокрытом виде (подобно тому, как точка все еще не имеет ясных границ ширины, длины и т.д.). Это называется также "борок hамаврик " - "сверкающая молния", искра мысли, отсвет постижения. Как человек, который напряженно трудится, чтобы разрешить трудный вопрос, и вдруг в его мозгу сверкает мысль, что в соответствии с такой-то сугией и таким-то мнением можно разрешить этот вопрос - в этой первичная идеи отсвета мысли, еще нет ясного постижения, каким образом и как разрешается вопрос, есть только базовая "точка" мысли, как разрешить трудный вопрос.
После этого приходит "сила (способность) бино", и разделяет и проясняет различные детали, сокрытые в точке хохмо. И тогда в его мозгу возникает целое "здание" мысли, во всей ее ширине и длине и т.д. Это есть идея силы бино - "мейвин довор митойх довор " - что из "тойх довор", из того, что было в "тойх" - внутри, в глубине "я нашел" силы хохмо, он постигает всю ширину мысли.
После того, как человек уже постигает мысль хорошо во всех ее деталях, он должен углубиться в постижение мысли, связать себя и соединить себя с ней таким образом, что он чувствует ее, и не только что понимает ее. Тогда эта мысль воздействует на человека. И тогда, если мысль занимается постижением блага, которое есть в какой-либо вещи - это пробудит в человеке, постигающем это, притяжение сердца и любовь к этой вещи. И если мысль занимается постижением негативности какой-то вещи - это пробудит в постигающем движение души, чтобы бояться и убегать от этой вещи.
Эта способность углубления, связывания себя с постигаемой идеей, и ощущение ее - называется "даас" - от языка "веhоодом йода ".
увиур hоиньон, ки hиней hасейхел шебенефеш hамаскелес
Объясняется это следующим образом: разум разумной души,
мы учили ранее, что "сейхел
" - это общее название для все трех сил Хабад. Про какую из них идет речь здесь? - Он объясняет сразу -
שהוא המשכיל כל דבר
шеhу маскиль кол довор
постигающий все вещи,
здесь говорится о первой ступени постижения, "точка", "сверкающая молния", в которой еще нет деталей и ясных линий постижения, и это
נקרא בשם חכמה כ"ח מ"ה
никро бешейм хохмо, койах ма
называется Хохма – коах ма[2].
т.е., такая "сила", про которую все еще спрашивают "ма"? - "что это", ибо эта сила еще не действует во всей своей широте и ясности,
וכשמוציא כחו אל הפועל שמתבונן בשכלו להבין דבר לאשורו
ухшемойци койхой эл hапойал, шемисбойнейн бесихлой леhовин довор леашурой
Когда эта способность из стадии потенциальной переходит в активную, то есть когда человек рассматривает нечто своим разумом для того, чтобы постичь это нечто ясно
во всех его деталях, которые создают полное "здание" этой мысли, в длину и ширину.
"Длина" означает: опускание мысли от ее высокого непостижимого уровня, на более низкий уровень, для того, чтобы это стало более понятно. Как "мошол" - примеры, которые приводят на какую-либо мысль, посредством которых притягивают мысль на более низкую ступень, для того, чтобы ученику было бы легче понять ее. И если приведенный пример все еще слишком глубок для понимания ученика, необходимо привести еще один пример на изучаемую идею (как говорится про царя Шлоймо: "вайдабейр шлойшес алофим мошол", что царь Соломон дал три тысячи примеров на одну постигаемую идею. Для того, чтобы мудрость, как ее постиг царь Соломон, могла быть воспринята в понимании простого человека, от него требовалось привести три тысячи примеров, первый пример на саму постигаемую мысль, и после этого пример на первый пример, и так далее пример за примером, до трех тысяч). Это есть понятие "длины" разума - долгое опускание мысль на самые низкие ступени.
"Ширина" мысли означает - распрсотранение мысли вширь - большое число деталей, из которых составлена мысль; также большое количество следствий этой идеи, и например, что из какой-то идеи в законах трейфос строится соображение, относящееся к законам имущественных сделок.
Это есть смысл понятия "леашурой" - полное "здание" мысли в длину и ширину
ולעמקו
"Длина" означает: опускание мысли от ее высокого непостижимого уровня, на более низкий уровень, для того, чтобы это стало более понятно. Как "мошол" - примеры, которые приводят на какую-либо мысль, посредством которых притягивают мысль на более низкую ступень, для того, чтобы ученику было бы легче понять ее. И если приведенный пример все еще слишком глубок для понимания ученика, необходимо привести еще один пример на изучаемую идею (как говорится про царя Шлоймо: "вайдабейр шлойшес алофим мошол", что царь Соломон дал три тысячи примеров на одну постигаемую идею. Для того, чтобы мудрость, как ее постиг царь Соломон, могла быть воспринята в понимании простого человека, от него требовалось привести три тысячи примеров, первый пример на саму постигаемую мысль, и после этого пример на первый пример, и так далее пример за примером, до трех тысяч). Это есть понятие "длины" разума - долгое опускание мысль на самые низкие ступени.
"Ширина" мысли означает - распрсотранение мысли вширь - большое число деталей, из которых составлена мысль; также большое количество следствий этой идеи, и например, что из какой-то идеи в законах трейфос строится соображение, относящееся к законам имущественных сделок.
Это есть смысл понятия "леашурой" - полное "здание" мысли в длину и ширину
улеомкой
и глубоко,
каждая мысль имеет глубину, и глубину внутри глубины. И когда человек постигает мысль, как следует в длину, в ширину и в глубину и он постигает ее,
מתוך איזה דבר חכמה המושכל בשכלו
митойх эйзэ двар хохмо hа-мускол бесихлой
исходя из известных ему элементов мудрости,
из того, что перед этим было только в аспекте идеи на уровне хохмо, - эта форма выделения деталей в точке хохмо, когда это делается основательно,
נקרא בינה
никро бино
она называется Бина.
"бино" представляет, таким образом, способность выделения деталей в точке мысли, "в ширину и в глубину"
והן הם אב ואם
веhейн hейм ов воэйм
Эти два проявления интеллекта – Хохма и Бина – называются "отцом" и "матерью",
"хохмо" - это "отец", и "бино" это "мать",
המולידות אהבת ה' ויראתו ופחדו
hамойлидойс аhавас Гашем вейиросой уфахдой
ибо они порождают любовь к Б-гу, страх и трепет пред Ним.
любовь к Вс-вышнему и страх перед Ним относятся к группе мидойс в душе, порождаемых разумом. Каким образом они порождаются разумом?
[1] Б-жественные атрибуты, явившиеся источником творения, делятся на Разум (три первые сфирот) и семь сфирот, соответствующих шести дням творения и субботе. В силу своей исходности от сфирот Б-жественного мира Ацилут все сотворенные миры повторяют в себе его структуру. В частности, душа складывается из десяти сфирот, разума и эмоций. Более подробно о десяти сфирот см. Тания, часть 4, посл. 15, а также в других местах
(Шамир)
[2] Коах - потенциальная способность, с помощью которой задается первый вопрос ма? ("что это?"). Первый проблеск постижения, объемлющий полностью его предмет, но лишь в общем, еще не в конкретных деталях. См. также конец гл. 18
(Шамир)