Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 4

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

פרק ד’
Перек далет
Глава 4
В третьей главе Алтер Ребе объяснил, что в каждой Б-жественной душе есть десять сил, которые подразделяются на две группы: «сейхел » и «мидойс «. В четвертой главе будет объясняться, что у Б-жественной души есть три «одеяния», три служебных и исполнительных инструмента: махшово , дибур и маасэ , в которые одевается Б-жественная душа, когода она думает, говорит или занимается Торой и заповедями.
ועוד יש לכל נפש אלקית שלשה לבושים
ве-ойд йеш ле-хол нефеш Элойкис — шлойшо лвушим —
Кроме того, Б-жественная душа каждого человека обладает тремя одеяниями:
три служебных и исполнительных инструмента, которые обслуживают душу подобно «лвуш » — одежде, которую можно одеть, и можно снять: когда душа действует с помощью этих трех сил — она облачается в них, а когда она ими не пользуется — она «снимает» их. И подобно тому как одежда, в которую одевается человек, подчеркивает красоту и важность человека — также когда душа использует силы «лвушим», о которых шла речь — посредством этого находят свое выражение разум или эмоции души,
שהם מחשבה דבור ומעשה של תרי»ג מצות התורה שכשהאדם מקיים במעשה כל מצות מעשיות
ше-hейм — махшово, дибур вемаасэ шел тарьяг мицвойс hа-Тойро, шекшеhоодом мекайем бемаасэ кол мицвойс маасийойс
мыслью, речью и действием[1], проявляющимися в 613 заповедях Торы. Таким образом, когда человек в своих действиях исполняет все позитивные заповеди,
когда он одевает тфилин, или исполняет заповедь цицис и т.п.
ובדבור הוא עוסק בפירוש כל תרי»ג מצות והלכותיהן
уведибур hу ойсек бе-фируш кол тарьяг мицвойс веhилхойсейhен
использует свою способность речи для объяснения всех 613 заповедей и связанных с ними законов
его речь погружена в изучение Торы, т.е., в объяснение заповедей, и например: трактат Брахот, в котором говорится о заповеди и законах благословений; трактат Шабат — в котором говорится о заповеди и законах субботы, и т.д.
ובמחשבה הוא משיג כל מה שאפשר לו להשיג בפרד»ס התורה
увемахшово hу масиг кол ма шээфшор лой леhасиг беФардес hа-Тойро
и мыслью постигает все, что он в состоянии постичь в Пардесе[2] Торы,
тогда
הרי כללות תרי»ג אברי נפשו מלובשים בתרי»ג מצות התורה
hарей клолус тарьяг эйворей гуфой, мелубошим бетарьяг мицвойс hа-Тойро
все 613 членов его души[3] облекаются в 613 заповедей Торы.
ибо, подобно тому, как есть шестьсот тринадцать заповедей в Торе, которые подразделяются на два типа: 248 заповедей «делай» и триста шестьдесят пять заповедей «не делай», и в соответствии с ними есть в теле человека 248 органов, и триста шестьдесят пять жил, которые вместе составляют 613 — также и Б-жественная душа, есть в ней шестьсот тринадцать духовных «органов», каждый орган соответствует определенной заповеди. И огда душа окружает, с помощью трех ее одеяний (мысль, речь и действие всех шестьсот тринадцати заповедей, тогда все 613 органов души облачаются во все 613 заповедей — каждый орган души облачается в заповедь, которая имеет к нему внутреннее отношение (поэтому Алтер Ребе уточняет и подчеркивает слово «все»: «все практические заповеди, «в объяснении всех 613 заповедей Торы, «все, что возможно ему постичь» — ибо, если три эти одеяния не окружают все 613 заповедей, если даже одной заповедью они не занимаются, тогда остается определенная часть души без заповеди, без своего одеяния).
Все вышесказанное это в общем, что посредством исполнения всех заповедей, в действии, в речи и в мысли, вся душа одевается во все 613 заповедей Торы — здесь приходит подробное объяснение о каждом одеянии отдельно и о каждой части души, одевающейся в нее:
ובפרטות
увифротус
В частности,
какая определенная часть души облачается в мысль, какая — в речь, и т.д.:
בחי’ חב»ד שבנפשו
бхинас Хабад шебенафшой
силы Хабад в его душе
которые составляют вместе в общем силу разума и постижения,
מלובשות בהשגת התורה שהוא משיג בפרד»ס
мелубешес бе-hасогас hа-Тойро, шеhу масиг беФардес
облечены в познание Торы, постигаемой им в Пардесе
пшат , ремез , друш , сойд
כפי יכולת השגתו
кефи йехойлес hасогосой
в меру его интеллектуальных возможностей
каждый в соответствии со способностью его постижения, один постигает больше и один — меньше,
ושרש נפשו למעלה.
вешойреш нафшой лемаало
и в зависимости от того, с каким уровнем связан корень его души.
что он может постичь, ибо, есть люди, у которых, со стороны корня их души, есть отношение к «пшату» Торы, и поэтому, он способен постичь в Торе то, что имеет отношение к пшату и есть люди, которые со стороны корня их душ больше способен постичь «ремез», «друш» или «сойд» в Торе. Таким образом, когда человек постигает в Торе насколько его разум способен постичь, тогда Хабад в его душе одевается в мысль и постижение Торы.
והמדות שהן יראה ואהבה וענפיהן ותולדותיהן מלובשות בקיום המצות במעשה ובדבור שהוא ת»ת שכנגד כולן
веhамидойс, шеhейн йиро веаhаво веанфейhен весойлдойсейhен, мелубошойс бекийум hамицвойс бемаасе уведибур шеhу талмуд Тойро шекенегед кулон
Мидот, то есть страх и любовь, их ответвления и производные, облечены в исполнение заповедей действием и речью, то есть в изучение Торы, которое приравнивается ко всем остальным заповедям[4].
То, что говорилось ранее, что в постижение Торы одевается только сехель души, в мысль — это не требует объяснения. Ибо, это само собой понятно, что разум постигает Тору посредством одеяния махшово именно. Однако, то, что говорится здесь, что мидойс одеваются в исполнение заповедей, посредством действия или речи Торы — это требует объяснения: какая связь есть между мидойс любви или страха — эмоциями, и действием или речью? Место мидойс — в сердце, как же тогда одеваются мидойс в действие, исполняемое рукой, например (как одевание тфилин рукой), или посредством речи, устами (во время изучения Торы)? На это он объясняет, что полнота исполнеиня заповедей, т.е., чтобы заповеди исполнялись полностью, с внутренним чувством и энергией — это только когда есть любовь и страх:
כי האהבה היא שרש כל רמ»ח מ»ע וממנה הן נמשכות ובלעדה אין להן קיום אמיתי
ки hоаhаво hи шойреш кол рма»х мицвос асей, умимэно hейн нимшохойс, увилъадо эйн лоhен кийум амити —
Любовь — корень[5] всех 248 заповедей, от нее они исходят, и без нее невозможно их истинное исполнение.
если нет любви, то отсутствует также истинное исполнение заповедей,
כי המקיימן באמת הוא האוהב את שם ה’ וחפץ לדבקה בו באמת ואי אפשר לדבקה בו באמת כי אם בקיום רמ»ח פקודין
ки hамекаймон бээмес hу hоойhейв эс шейм Гавайе вехофейц ледовко бой беэмес, веи эфшор ледовко бой беэмес ки им бекийум рамах пкудин
Ибо исполняющий их любит имя Б-жие и желает быть истинно приверженным Ему, а невозможно быть истинно Ему приверженным иначе, как исполняя 248 велений,
248 заповедей «делай»
שהם רמ»ח אברין דמלכא
шеhейм рмах эйворин дэмалко
являющихся как бы членами верховного Царя,
органы «тела» царя
כביכול כמ»ש במקום אחר
кивйохол, кмой шемевойор бе-мокойм ахейр
как это будет рассмотрено далее[6].
как, например, в органах тела человека, каждый орган является специальным сосудом для соотвествующей силы души, одевающейся в этот орган: глаза — это сосуд для силы зрения, уши — для силы слуха, и т.д., подобно этому каждая заповедь служит сосудом для определенной детали Б-жественной Воли, роцон элйон, которая одевается в эту заповедь. Ибо каждая заповедь представляет волю Вс-вышнего исполнить ее, и как исполнить ее — само собой понятно, что посредством исполнения заповедей, которые являются «органами» и сосудами для Б-жественной воли, соединяются с Вс-вышним, который является источником этой воли.
Таким образом, качество любви к Вс-вышнему одевается в исполнение заповедей, и это внутреннее содержание заповедей, это корень и источник энергии для исполнения 248 заповедей в их наиболее полном содержании. Ибо, когда он исполняет заповедь как следствие его любви к Вс-вышнему и его желания прилепиться к Нему, тогда исполнение заповедей происходит с энергичностью и наслаждением — в совершенстве; подобно тому, как он делает что то для своего друга, из любви к нему, то это совершается с энергичностью и наслаждением.
והיראה היא שרש לשס»ה לא תעשה כי ירא למרוד במלך מלכי המלכים הקב»ה.
веhойиро hи шойреш лешин самех hей лой саасэ, ки йорей лимройд бемелех малхкей hамлохим hакодойш борух hу
Страх – корень всех 365 запретов Торы, ибо человек боится восстать против Царя царей над царями, благословен Он.
который приказал, чтобы не совершать этого греха — здесь идет речь о таком страхе, когда он боится строгости приказа, чтобы не совершить этого греха.
או יראה פנימית מזו שמתבושש מגדולתו למרות עיני כבודו ולעשות הרע בעיניו כל תועבת ה’ אשר שנא הם הקליפות וסטרא אחרא אשר יניקתם מהאדם התחתון ואחיזתם בו הוא בשס»ה מצות לא תעשה.
ой йиро пнимис мизу, шемисбойшейш мигдулосой, ламройс эйнэй квойдой велаасойс hора беэйнов, кол тойавас Гашем ашер соней, hейм hаклипойс веситро охоро, ашер йеникосом мейодом hатахтойн веахизосом бой hу бешин самех hей мицвойс лой саасэ
Но существует и более внутренний вид страха, когда человек испытывает смущение перед Его величием и не в состоянии противиться славе Его и совершать то, что Он видит как зло, а именно все, что в Нем вызывает отвращение, и это «клипот» и «ситра ахра», которые получают питание от нижнего человека и укореняются в нем вследствие нарушения 365 запретов Торы.
когда человек нарушает «не делай», и совершает грех, клипойс и ситро охоро — «противоположная строна», сторона, противоположная Святости — получают от этого питание и жизненность. И из-за того, что клипойс и ситро охоро скрывают Б-жественность и Святость и Вс-вышний ненавидит их — еврей остерегается и стыдится совершить грех, для того, чтобы не усиливать их и чтобы не давать им питания. Таким образом, йиро одевается в исполнение заповедей «не делай»: страх перед Вс-вышним является внутренней силой, которая препятствует еврею совершить грех.
Из всего вышесказанного понятно отношение йиро и аhаво к исполнению заповедей; и каким образом мидойс являются корнем и источником жизненной энергии, одевающимися в исполнение заповедей в действии и в речи.
До сих пор Алтер Ребе объяснил, что у каждой Б-жественной души — три одеяния, в которые она облачается: махшово , дибур и маасе Торы и заповедей.
Сейчас Алтер Ребе начинает объяснять, что хотя махшово, дибур и маасе называются лишь «одеяниями» Б-жественной души, и обычно одежда ниже по уровню, чем тот, кто одевается в нее — но в отношении этих одежд (мысли, речи и действия) это не так, и они выше по своему уровню чем сама душа; и когда душа облачается в них — она думает и говорит о Торе и исполняет заповеди — душа поднимается на более высокую ступень. Ибо, Тора и заповеди — это одно целое с Вс-вышним, и поэтому посредством этих одеяний Торы и заповедей — еврей соединяется с Вс-вышним.
И так объясняет «Тания»:



[1] Мысль, речь и действие являются одеяниями души в том смысле, что они лишь средства проявления сил души — разума и чувства (Шамир)
[2] Начальные буквы слов пшат, ремез, друш, сод («буквальный смысл», «намек», «толкование», «тайна») означают различные уровни смысла Торы и ее толкования (Шамир)
[3] Так же, как в теле человека 248 членов и 365 кровеносных сосудов соответствуют 613 заповедям Торы, душа подобным же образом разделяется на 613 частей с тем же соотношением. См. также гл. 51 (Шамир)
[4] Мишна, Пеа, 1:1 (Шамир)
[5] Мотивация, источник исполнения заповедей (Шамир)
[6] См. гл. 23 (Шамир)