Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Ицхак Гинзбург



Рав Ицхак Гинзбург

Лев Ладаат Перек бааводат Гашем Еврейский дом «Шалом-баис» (семейный мир) — взаимная любовь, особая атмосфера, и все что еще подразумевается в этом термине — занимает центральное место в иудаизме Мир в семье Когда мужчина ищет свое «я», т.е., удовлетворение собственных потребностей в связи с его женой — то последствия` этого горьки. Однако, если внимание его сердца искренне обращено на потребности жены, и он беспокоится, чтобы удовлетворить их даже больше, чем он беспокоится о себе — тогда связь между ними будет доброй и постоянной. Консультация семейных отношений Иногда раскрываются трения между супругами, и они не понимают, откуда они. Впоследствии, даже когда причина явна — человек удивляется — почему я так сказал и так поступил?
Чтобы исправить эти проблемы, проистекающие из бессознательной области, желательно для супругов помощь настоящего «консультанта по семейным отношениям» — праведника, отличающегося любовью к ближнему. Праведник — это тот, кто смог проникнуть внутрь себя, в глубины своей души, и достичь слоя бес-сознательного внутри себя, и исправить его. У праведника также его спонтанные реакции исправлены. И поэтому праведник способен проникнуть также в область бессознательного у супругов, пришедших к нему на консультацию, определить корни проблем, и исправить их. Из отношений «затылком к затылку» к отношениям «лицом к лицу» Большая часть проблем в семейной жизни проистекают из того, что члены семьи живут в системе отношений «ахор беахор» («затылком к затылку»), и для того, чтобы решить эти проблемы, они должны перейти к системе отношений «паним бе-паним» («лицом к лицу»). Куми Ори Что делать? Есть такие, кто чувствуют, что работа «hафоцо», как раньше, так и сейчас — это единственная арена, на которой следует действовать, и также нет в нем разочарования от того, что он не может «перевернуть мир сегодня». Такой человек еще не удостоился достичь ступени «hахнаа» в душе (и он также действует добровольно внутри существующих структур, идя по пути ложного услащения, как далее будет объясняться, и как объясняется в другом месте, что неисправленное подчинение стремится сразу перепрыгнуть к неисправленному услащению, минуя ступень отделения). Напротив, тот, кто чувствует hахнаа от того, что он бессилен, тем самым внутренне идентифицирует себя с Машиахом, начало пути которого в распространении пнимиют Торы в качестве подготовки к избавлению — в исполнении предзнаменования «йафуцу майанотеха хуца», но ото дня ко дню возрастает в нем разочарование от этого абстрактного занятия, он стремится к практическим горизонтам деятельности по приведению геула, и в особенности — когда он видит, как народ Израиля переживает тяжелые кризисы. Отойти от ослицы! В нашей борьбе с существующим режимом, «наша сила — лишь в устах наших» — мы не поддерживаем насильственных действий, не дай Б-г, мы лишь ясно произносим истину. Однако, когда позволяют себе получать пользу — уже нет силы в устах против источника удовольствия, и невозможно обойтись без насильственных действий. Поэтому, чтобы сохранить силу уст, мы должны остерегаться, не получать пользы от режима, с которым мы боремся. «Время несчастья это для Яакова — и из него спасется». В эти дни, дни горя, в связи с гзейра «hитнаткута», нужно задуматься о самом несчастье, и об острой боли, которую оно вызывает. Именно из этого — «из нее» — произрастет спасение Сила и радость Правильное душевное отношение к борьбе, которая нам уготована, основывается на поведении самого Вс-вышнего — плач в сокрытии, во внутренних комнатах души, в то время как в раскрытии, в отношении к реальности, есть лишь сила и радость. Только таким образом, когда горе и волнение за судьбу народа заставляют действовать, но сила и радость освобождают от удушающих объятий действительности, мы сможем оторваться от угрожающих нам клипот, и предложить новые решения, основанные на тайнах Торы. Для того, чтобы отказать не-хорошим и разрушительным аспектам в существующей системе, следует глубже задуматься о том, что «отказывают младшему». Первый отказник Психологический барьер против «отказа» — это мысль о том, что государство, со всей своей мощью и своими учреждениями, это «старший», которому невозможно отказать. Для того чтобы отказать, как положено, следует усвоить, что все учреждения в Стране, и особенно — тот, кто стоит во главе их сегодня — это «младший», которому можно и нужно и мицва отказать, а заповеди Торы — заповеди Вс-вышнего и его Мошиаха — это аспект «старшего», которому подобает подчиняться, и «не отказывают» ему. Из разрушения и траура мы должны вновь вернуться к жизни и росту. Тикун hа-hахнаа Следует принять поражение с подчинением перед Небесами, с сознанием, что Вс-вышний — это тот, кто победил нас. Из этого ясно, что настало время «изменить правила игры», отделиться от существующей Системы, и заняться созданием новой реальности, в которой Вс-вышний направляет наш путь, и указания Торы являются обязательными рамками всей общественной деятельности. Тогда, даже если нас ждут новые поражения, мы сможем принять их здоровым образом, сознавая, что мы уже начали идти по правильному пути, по которому направляет нас Вс-вышний. Порядок тшувы: настоящее, прошлое, будущее «Я мог бы оправдать весь мир» Рабби Шимон бар Йохай может служить для нас примером отношения к существующей реальности и ее исправления. Рабби Шимон, с одной стороны, распространяет тайны Торы, возвышающие над реальностью, но, с другой стороны, высказывает трезвое, прямое и нелицеприятное мнение по поводу римского владычества в Эрец Исраэль. Также сегодня, мы должны, с одной стороны, заниматься распространением тайн Торы, приближая евреев к Торе, со всей любовью к ближнему, но с другой стороны — мы должны ясно указывать на несправедливость системы, управляющей сегодня страной. Только таким образом мы сможем освободиться от травм и несправедливостей прошлого, и наметить ясный путь исправления на будущее. Рав Ицхак Гинзбург. «И перед слепым не ставь препоны» «И перед слепым не ставь препоны» Очень часто это не предано только сердцу, а относится к области под-сознательного и сокрытого зла в сердце, и тогда человек способен пребывать в заблуждении и обманывать самого себя — будучи уверенным, что он дал самый лучший совет, а в действительности, он был продиктован личными побуждениями, интересами, завистью, или скрытой ненавистью, не осознаваемыми даже им самим Глава 2. Нарушение этой заповеди повреждает миры БИА Глава 2. Нарушение этой заповеди повреждает миры БИА Простой смысл запрета «перед слепым…» означает, как уже упоминалось, запрет давать дурной совет. Основной пример, приводимый мудрецами Талмуда в качестве примера дурного совета, это совет продать землю чтобы купить осла — совет променять вечное имущество на имущество временное и преходящее (когда часто интерес советника — самому приобрести эту землю, прямо или косвенно). В общем, можно видеть сегодня со всей ясностью этот дурное совет в системе «промывания мозгов», советующей нам согласиться с принципом «территории за мир». Этот негативный принцип, призывающий променять вечные и прочные ценности на пустые обещания, неустойчивые и не имеющие никакого отношения к реальности. Променять «вечное наследие вечного народа» на преходящие обязательства сменяющих друг друга руководителей врага, и променять реальные мощь и безопасность Израиля на опасную зависимость от «доброй воли» наших врагов. Мелех бейофйо В свете глаз АК была швира. 141 «hоодом йиръэ лоэйнаим», он смотрит, как чужие глаза смотрят на него, судит себя, как он отражается в их глазах, и все это ограничено в сущности своей, оторвано от истинного существования, и поэтому он боится и страшится и воюет, и в конечном счете, разбивается Рухо шел Мошиах Ма наасэ лаахотейну бейойм шейедубор бо Стремление видеть мир, который подобает своему Творцу, это то, что «приглашает» Мошиаха прийти и «ехать верхом» на нем. «Йешуос» — это раздел Незикин. Цион судом будет искуплен, и возвращающиеся в него — справедливостью Осел царя Мошиаха Осел рабби Пинхаса Бен Йяира — это осел, который берет на себя устрожения. Можно найти намек в словах «удостоились — с небесными облаках» — в аспекте легкого облака, аспект кулот, «не удостоились — бедняк верхом на осле» — аспект хумрот. И не относись к этому {намеку} с легкомысленностью, ибо мы находим, что самоощущение бедности, и сознание человека, что он далек от святости, приводят к пониманию и подходу, что нужно возложить на себя дополнительные устрожения. С одной стороны, можно видеть бедного осла рабби Пинхаса Бен Яира, как хасида, подражающего своему учителю, и принимающему на себя его поведение, и не потому, что он считает, что находится на одной ступени со своим учителем, а обратно, ибо он решил, что если не подчинит и не свяжет себя со своим учителем — нет ему жизни. Если я буду «оригинальным», «естественным» и «самостоятельным» — так он знает — не будет здесь ничего, кроме загнившего источника. Но — если я буду подражать моему учителю — так он надеется — тогда исполнится «каждый, кто делает себя таким — в конце концом приходит к этому» Сайт на иврите 13 Основ веры, установленные Рамбамом, выражают идею отдаления и абстрагирования Б-жественности от материализации и «очеловечивания» 22 основы веры Пнимиют Торы (каббала и хасидизм) установила 9 основ веры (которые уравновешивают и дополняют 13 основ), которые исправляют отдаление Вс-вышнего от Его жилища в нижних. Когда желание царствовать появляется в человеке — есть в нем опасное измерение мира Хаоса: смерть царей мира Хаоса — которая является корнем всякого кризиса и ломки в мире — произошла, как следствие их самовозвышения и желания царствовать Ано эмлойх Стремление к власти (и на языке каббалы: «мысль и воля — быть царем») — это самый яркий признак света Хаоса. В этом желание сокрыта огромная мощь — все творение мира проистекает из мысли о царстве Вс-вышнего, ради которой Он решил «выйти из себя» и сотворить мир. Исправленное выражение желания царствовать — это желание, чтобы «был царь» — сопровождаемое искренней готовностью принять его власть Вероятно, правильное сочетание света Хаоса и исправленного сосуда выражается в идее, которая развилась особенно в последних поколениях — в идее «шлихус». В словах наших мудрецов Израиль сравнивается с орехом. В каббале рассматривают орех, как состоящий из трех жестких оболочек, непригодных для еды, и внутренней мягкой оболочки, которая съедобна Время расколоть орех Уподобление ореху особенно подходит к народу Израиля, возвращающемуся в нашу страну в последние сто лет. Возвращение в Сион взрастила добрый и питательный плод — многие добрые евреи вернулись сюда, и в сердце их добрые стремления возвращения в Сион и установления еврейского государства в Эрец Исраэль. Однако, этот плод окружен оболочками — ибо зачатие его — в духе, который не верен принципам Торы и рождение его — во власти, которая не признает обещание Торы «гой эход боорец». Эта оболочка — позволившая плоду вырасти и созреть — начинает на определенном этапе угрожать плоду, скрывать и душить его. После произошедшего разрушения {поселений Гуш Катифа}, несмотря на все сопротивление против него, естественным образом возникает вопрос: кто виноват? Кто виноват? Можно обозначить шесть кругов вины — вокруг центральной точки, взять на себя личную ответственность — один внутри другого… Цель всякого процесса поиска виновных — это как раз это чувство, что «я виноват», которое должно произвести внутри человека внутренний сдвиг. Без внутреннего истинного шока, не будет настоящего изменения в борьбе, и реальность останется такой, как она есть… В конце этого процесса, когда человек остается оторванным от внешних обстоятельств одиноким, он понимает, что он должен оторваться также от себя самого — он должен оставить стереотипы действий своего «я», и подняться, чтобы черпать силы из «аин», для мессианской деятельности совершенно иного масштаба. Гнев мира Хаоса — это вообще не путь, поскольку он не думает о цели, а только о немедленной реакции на ситуацию Лучше гнев, чем смех Напротив него, есть гнев, который уже более сдержан, поскольку он более контролируем разумом, и считается с его последствиями на практике — сильный и мощный гнев, но сознающий то, что недостаточно локальной сиюминутной реакции, а требуется путь, который приведет, в конечном счете, к определенной цели. Его движущая сила — огромный гнев мира Хаоса, но он сопровождается тем, что считаются с миром тикун. В различные эпохи мы находим в Танахе две маленькие группы воинов, которые прилепились к их руководителю, который был должен в будущем руководить всем Израилем От дома Шаула к дому Давида И сегодня, если идентифицировать триста человек праведников, которые никогда не склонялись перед Баалом — как тех, кто не верит в «государство», и не подчиняются его законам и приказам, противоречащим Торе — то «те, кому горько на душе» — это те, кто верили в мимсад и подчинили себя ему, и остались в конце концов у разбитого корыта, когда сам этот мимсад притесняет их, теснит их и огорчает их жизнь. Самым простым образом — те, кто верили в мимсад, который, в конце концов изгнал их из своих домов, и ограбил их имущество — это «те, кому горько на душе», Основы каббалы и хасидизма Для начинающих Что такое каббала? Каббала — это учение, позволяющее постичь и ощутить Б-жественность в мире. В наше время, все больше людей начинают интересоваться внутренним измерением реальности в Торе. Это измерение объясняется в учении каббалы. В чем цель каббалы и как это повлияет на мою жизнь? Цель творения — это игра в прятки. «Поиск» — это изучение каббалы и хасидизма. Это изучение начинается с того момента, что человек понимает, что наш мир — это мир, где Вс-вышний скрывает Себя. Это понимание может появиться даже в очень раннем возрасте. В наших поколениях «мицва раскрывать это учение» — каждому разрешено изучать каббалу и хасидизм, каждый может изучать пнимиют Торы и каждый обязан делать это. Кому разрешено изучать каббалу? Правильное переживание любви и страха зависит от процесса углубленного размышления и изучения глубоких тайн Торы. Могут ли женщины изучать каббалу? Для того, чтобы любить Вс-вышнего и бояться Его, человек должен постичь, насколько только возможно, тайны творения. Это сознание пробуждает в разуме и в сердце чувства любви и страха. Камеи находятся на грани между практической каббалой и внешними явлениями каббалы, подобно вычислению имен. Практическая каббала Четыреста лет назад, Аризаль установил, что в наших поколениях — нам не следует заниматься практической каббалой. Поскольку наш Храм разрушен, и нет у нас праха красной коровы, то нет у нас возможности очистить наши тела. Занятие практической каббалой человека, не очистившегося духовно, приносит огромный вред Можно объяснить соотношение каббалы и хасидизм как соотношение тела и души Каббала и хасидизм — «тайны» и «тайны тайн» Каббала раскрывает возвышенную тайну, сокрытую внутри Галахи и реальности, однако, эта тайна выглядит как нечто абстрактно-возвышенное и совершенно над-человеческое. Каббала раскрывает присутствие Вс-вышнего в высших мирах. Напротив этого, хасидизм раскрывает еще более глубокую тайну — показывающую, каким образом тайны Торы связаны с душой человека и с миром, в котором мы живем В чем различие между каббалой и хасидизмом? (Получать или отдавать?) Можно скзаать, что в каббале есть в основном ощущение получения от другого («обозревать меркава» — как человек, который смотрит со стороны, и удостаивается увидеть то, что не принадлежит ему, а не как «компаньон в деле») — получение тайн Торы. Напротив этого, в изучении хасидизма есть в основном ощущение сотворить благо другому — чувство, пробудившееся из стыда получить тайны, и породившее потребность «изучать, для того, чтобы учить других» Со времен раскрытия Баал Шем Това начал светить свет Мошиаха в мире, посредством него и посредством его учеников, и учеников его учеников в их поколениях. Хасидизм — прямой путь Так же как души всего еврейского народа в целом составляет «шиур кома» («полный рост», структуру, подобную человеческому телу), ибо все души Израиля коренятся в общей душе Первочеловека — Адама, один — в голове его, другой — в теле его, третий — в ногах его и т.д. — так это и в отношении праведников — Баал Шем Това и его учеников. («Мойхин дэгадлус» и «мойхин дэкатнус») Как решать возникающие проблемы? Когда мы пытаемся искать решения «коротким путем» — что, к сожалению, очень характерно для всего нашего поколения, поколения «Instant» — то мы достигаем только очень ограниченного и поверхностного решения. Решение проблемы без того, чтобы изучить всю общую систему понятий, в рамках которой возникла проблемная ситуация — это лишь поверхностное решение, которое предназначено только для немедленного «тушения пожаров», и не предлагает истинного и общего решения. Напротив этого, решение по «длинному пути» — будет истинным решением, которое будет заниматься системными движущими силами, приведшими к возникновению проблемы — проблемами, коренящимися во системе мышления и действия, принятой сегодня. Такое решение, в конечном счете, будет иметь успех, даже если потребуется больше времени для его реализации. Для продвинутых Основы каббалы и хасидизма Хасидизм в основе своей представляет собой новый путь в служении Вс-вышнему — по которому идут уже многие поколения. В течение поколений сформировался характерный образ хасида, отличный от других образов — образ, выстроенный на основе открытий Баал Шем Това в служении Вс-вышнему. Открытия Баал Шем Това по сути своей — это «открытия сердца», открытия в служении человека, характерные стремлением сблизиться с простой, живой, веселой и воодушевленной стороной жизни — и служение Вс-вышнему, происходящее из такого соединения. Основные понятия и термины Подчинение-отделение-услащение Тайна Хашмаль — основа служения Вс-вышнему Три эти ступени хаш-маль-маль, молчание, внутреннее очищение, речь — это три типа внутренней работы в душе — подчинение, отделение и услащение: Тэва Йегуди Битуль — это ситуация, когда Б-жественный свет «течет» сквозь человека, без всякого вмешательства с его стороны в это течение — творение истинного добра — без всякого личной заинтересованности или интереса — происходит из битуль Естественное сознание «Шифлут и битуль ацми — составляют основу существования исправленного человека», и исправленный человек — это тот, кто удостоился развить в себе естественного самосознания (мудаут тивъит). «Естественное сознание» означает — цельное и правильное равновесие в сознании человека. Это равновесие между самосознанием и естественным «течением» {в Б-жественном «потоке энергии»}, равновесие между радостью и горечью, равновесие между смирением и инициативой, и, в основе своей — равновесие между битуль и шифлут. Три объяснения словам Ребе о том, что «работа бирурим завершилась»: бирур алеф и бирур бет; работа бирурим и работа йихудим; очищение трех нечистых клипот. Аводат а-бирурим закончилась «Аводат а-бирурим» — это общее наименование для работы поднятия искр Святости, находящихся в материальном мире, к Святости. Однако, когда исследуют содержание этой работы более глубоко, выясняется, что есть в ней два основных этапа. Так объясняется в толкованиях каббалы и хасидизма, что работа бирурим состоит из «первого бирур» и «второго бирур». И по-видимому, когда Ребе сказал, что «завершилась работа бирурим», он имел в виду, что завершилась работа «бирур алеф», и сейчас наша работа состоит в том, чтобы перейти к следующему этапу работы — «бирур бет». Умимено йивошеа Эгойз (орех) является лучшим примером, чтобы объяснить то, что называется «возвращением в Сион», явление, в котором, мы верим, сокрыт сладкий плод, но пока что предстают нашему взгляду в основном его оболочки Клипа предшествует плоду Когда мы приходим, чтобы рассмотреть общественную сущность, которая предстает перед нами, видно, что самая общая клипа (самая внешняя клипа), и самая далекая от плода, соответствующая идолопоклонству и Б-гоотрицанию, это светское сионистское мировоззрение. Это мировоззрение окружает и покоится на всем самостоятельном существовании, которое складывается здесь. Мы сказали «светский сионизм». Увы, можно констатировать, что предстающая перед нами реальность это не сочетание или смесь из религиозного сионизма и светского сионизма, и мы не рассматриваем здесь «двуглавую» сущность, но — «дух жизни» в деле сионизма, который сформировал его культуру, его учреждения, его «визитную карточку» по отношению к внешнему миру, это дух отрыва (hитнаткут) от Древнего Израиля. «Перевернуть тьму в свет». Каббала и психология Каббала и психология

«Перевернуть тьму в свет»


«Галь Эйнай», 2004 Психология в соответствии с учением каббалы — это одна из основных тем хасидизма, который учит, каким образом исправить душу человека в соответствии с ее корнем в Б-ге Живом Предисловие Психология в соответствии с учением каббалы — это одна из основных тем хасидизма, который учит, каким образом исправить душу человека в соответствии с ее корнем в Б-ге Живом. В нашем поколении, когда обращается столь большое внимание на различные психологические процедуры, очень важно привести эти вещи из их истинного источника в живой Торе «Познай Б-га отца твоего, и служи Ему с цельным сердцем и желанием душевным» 1. На пути к прочному душевному здоровью С древнейших времен, с тех пор, как человечество начало постигать себя, светская западная культура видит в самосознании «познай самого себя» — вершину человеческих устремлений. Напротив нее, Тора Израиля прежде всего руководствуется выражением наших мудрецов «знай, перед кем ты стоишь». И поэтому, последними словами царя Давида, обращенными к его сыну Шломо, были: «знай Б-га отца своего и служи ему с цельным сердцем и с желанием душевным». Эса Эйнай

Рав Ицхак Гинзбург

Эса Эйнай

Открытость, отождествление, слияние Когда-то, мир хаоса был в аспекте мужского начала (желание распространиться и подчинить весь мир моему мнению или моей теории), без женского начала (чувство корня существования народа в сущности царя, чувство, позволяющее царю управлять своим народом в аспекте «лица к лицу»), и как известно, что когда Тора перечисляет древних царей Эдома (указывающие на высшие сфирот разбившегося мира хаоса) — то при этом не упоминаются имена их жен, пока не пришел Гадад, начало мира тикун, и про него говорится «и имя жены его — Меhэйтавэль». Вера и сознание

Вера и сознание

Рав Ицхак Гинзбург

5. Человек и нахаш; грех и исправление Подобно тому, как Коэлет сказал в отношении всего Творения «все произошло из праха и все возвращается в прах» — так же говорится в частности в отношении первого человека, после того, как он вкусил от древа познания добра и зла: «Ибо прах ты и в прах вернешься». Тем самым Вс-вышний указывает человеку (который своим грехом сделал больными свое тело и душу), тайну его исправления (излечения): человеку следует слиться с основанием и корнем его существования — основанием праха. Только о человеке сказано в Торе, что он создан из праха: «и сотворил Вс-вышний человека, прах из земли». Здоровая душа

Рав Ицхак Гинзбург

Здоровая душа


Обработанная запись из серии лекций

«Учение о душе — психология в свете хасидизма»


Под редакцией
Одед Мизрахи
Галь Эйнай 2004

Есть четыре смысла корня «אמן», и они выражают различные аспекты веры 1. Вера и душевное здоровье Вера — это начало и основа всей структуры душевных сил. Если мы хотим понять душу и ее здоровье, мы должны сначала подойти к вере. Душевное здоровье происходит базируется на прочной вере, и, в сущности, все начинается и заканчивается верой (в душе, сила веры уподобляется основанию праха, про который говорится, что «все произошло из праха, и все возвращается в прах»). Три веры трех душ 2. Чистая вера Вера Б-жественной души — это вера в единого Б-га, единственного и единого, раскрывающаяся человеку тогда, когда он достигает ступени бдидут киюмит («сущностного одиночества»). Тогда Б-жественный свет притягивается, опускается и проникает во все явления жизни. Сначала этот свет совершенно абстрактен, и после этого он облачается во все облачения души. Разумная душа верит в разум и в науку. Человек, верующий в разум, постоянно стремится стать еще мудрее, узнать все больше и больше. Человек, верующий в разум — не верит в собственное «эго» и в свои первичные эмоции, но — в теории, выходящие из университетских стен. Естественным образом, он преклоняется перед более мудрым и более сведущим, и он исполняет принцип «принимай истину от того, кто говорит ее». Вера же животной души, напротив — это вера человека в себя самого, «сила моя и мощь руки моей создали мне все это богатство». Определим это в понятиях психо-терапии: когда человек переживает кризис, каждый врачеватель и психолог понимает, что прежде всего нужно укрепить и оздоровить его душу. Основа укрепления души — это, понятно, вера. «Психолог животной души» укрепит в человеке веру в самого себя. Это — в точности — вера животной души. ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ

КАНАЛЫ ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Рав Ицхак Гинзбург


Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга «Еврейские буквы». Книга переведена, но еще не издана. Для издания книги «Еврейские буквы» нужны спонсоры. Пожертвовать на издание книги


Вода впервые упомянута в Торе в рассказе о первом дне Творения: «И дух Бога носился над по­верхностью воды». Тогда верхние и нижние воды не были разделены, это было состояние «вода в воде». На второй день их разделил небосвод. АЛЕФ — парадокс Бога и человека В еврейской философии два главных качества воды: влажная и холодная. Верхняя — влажная с чувством единства с «возвышенным Богом», а ниж­няя вода «холодная» с чувством разделения и раз­очарования «униженностью человека». Служение Богу, как учит хасидут, подчеркивает, что первич­ное осознание обеих вод — ощущение Его, у каждой со своей перспективы. Для высшей воды, чем больше «возвышенность Бога», тем сильней чув­ство единства всего в Его Абсолютном Бытии. А с точки зрения низшей воды — чем больше Его воз­вышенность, тем сильнее экзистенциальная про­пасть между реальностями Бога и униженностью человека. Буква бет, от слова байт, «дом», обозначает дом Б-га БЕТ — Цель: жилище для Бога внизу Буква бет, от слова байт, «дом», обозначает дом Б-га: «Мой дом будет назван домом молитвы для всех народов». В мидраше сказано, что целью сотворения мира было желание Всевышнего соз­дать Себе жилище в нижней реальности. Исполне­ние этого желания начинается вместе с сотворением человека, Божественной души, облаченной в физи­ческое тело, и продолжается с ростом человече­ского рода, чтобы «покорить» весь мир и сделать его Царством Бога. Награда и наказание предполагают, что человек свободно избирает добро или зло. ГИМЕЛ — Награда и наказание Наши мудрецы учат, что гимел символизирует богатого, бегущего за бедным, буквой далет, чтобы дать ему пожертвование. Слово гимел происходит от гмуль. На древнееврейском языке это слово означает «воздаяние»: добром или наказанием. В Торе у награды и наказания одна цель — исправление души, чтобы она максимально удостоилась Божественного Света Далет, бедный человек, получает милостыню от богатого человека, от гимеля. Слово далет означает «дверь». Дверь служит входом в дом, в бет. ДАЛЕТ — Самоотверженность В книге Зоѓар суть буквы далет передается выражением, «не имеющая ничего своего». Это выражает состояние самой нижней Эманации Бога, сфиры Малхут («Царства»), у которой нет своего света, а только свет, получаемый от верхних сфирот. В служении человека Богу далет характеризуется понятием шифлут, «ощущение себя низко стоящим», не имеющим ничего своего Название буквы ѓей содержится в стихе ѓе лахем зера, «возьмите себе семя». «Возьмите» (ѓе) выражает раскрытие человеком себя, когда он отдает себя другому ЃЕЙ — Выражение: мысль, речь, действие Название буквы ѓей содержится в стихе ѓе лахем зера, «возьмите себе семя». «Возьмите» (ѓе) выражает раскрытие человеком себя, когда он отдает себя другому. Давать другим, выражая себя — основное дарование себя. В тайне буквы гимель богатый человек дает что-то свое бедному в форме пожертвования. Высшая форма пожертвования — когда дающий совершенно скрыт от принимающего, чтобы не смущать его, как сказано: «Тайный дар смягчает гнев». Здесь, в тайне буквы ѓей, дар — выражение себя, привлечение принимающего к сущности дающего. Внешняя сила линии — сила дифференциации и разделения разных элементов действительности, устанавливающая в сотворенной реальности иерархический порядок, верх и низ. ВАВ — Соединение В начале Сотворения, когда Бесконечный Свет наполнял собой все, Бог сжал Свой Свет, чтобы образовалось пустое пространство, как бы «место», необходимое для образования конечных миров. В возникший вакуум Бог продолжил, образно говоря, пучок Света из Бесконечного Источника. Этот луч Света — тайна буквы вав. Кажется, что это одна линия, но она двухмерна, обладая внешней и внутренней силой, и обе участвуют в процессе Творения и постоянного взаимодействия между творящей силой и сотворенной реальностью. Пожертвовать на издание книги Что Вы должны знать о Кабале

Что Вы должны знать о Кабале

Рав Ицхак Гинзбург

Обычно кабала переводится как «полученная тра­диция» Введение СЕврейское слово Кабала стало стандартным термином, используемым по отношению к широкому кругу мистической мысли и практики, которые были раскрыты и переданы, как часть еврейской традиции. Популярное использование этого термина началось в конце 12-го века. До того времени, еврейские мистические учения были известны под другими названиями. Раскрытие Кабалы Кабала — внутренний аспект Торы в широком смысле: и письменной Торы (Танаха), и устной Тради­ции. Более того, кабала содержит глубочайшее объясне­ние тайн Торы. Три системы Кабалы В теории Хасидута отмечается, что при более широком рассмотрении, развитие Кабалы следовало путём, состоящим из трёх различных концептуальных схем, найденных в её мудрости. Аризал отмечал, что по мере того, как мы приближаемся к Мессианской эпохе, распространение учений Кабалы становится критически важным Распространение учений Кабалы Аризал отмечал, что по мере того, как мы приближаемся к Мессианской эпохе, распространение учений Кабалы становится критически важным. Он говорил, что «это является мицвой (заповедью) — раскрывать эту мудрость сейчас». Основой для этого является утверждение Зоѓара — «с этой книгой (Зоѓар) они выйдут из изгнания с милосердием». Изучение внутренней области Торы, как раскрыто в Зоѓаре, имеет силу предотвращения тяжелых травмирующих событий, иначе являющихся необходимыми, для того, чтобы наше сегодняшнее сознание могло достигнуть уровня сознания, соответствующего Мессианской эре. Привлекательность Кабалы Все души интуитивно чувствуют, что кроме реальности, которая может восприниматься пятью органами чувств, существует также, и более глубокая реальность. Еврейская душа, в особенности, наполнена желанием и потребностью иметь связь с невидимым, скрытом аспектом реальности. Помочь в издании книги 5766 Общее ощущение — это отсутствие надежды, отсутствие веры и отсутствие возможности что-либо изменить — проникает во все сферы общества Йавеш хацир, навел циц Ситуация, когда добрые дела народа — это «пища животного», которая годится только на то, чтобы «кормить ад» — чтобы поддерживать его в «рабочем состоянии» — очень подходит к современности: существование мимсада (власти) в Эрец Исраэль, который достоин определения «Медина шел гейhином», поддерживается и «кормится» добрыми делами. Добрые дела, творимые в рамках этого мимсада, как в области безопасности, так и в области социальной помощи, весьма малы и ограниченны количественно, а качественно — годятся только на «пищу животному» — действия, лишенные Б-жественного сознания, подобающего человеку, и это выражается в извращенности и неспособности различить между врагом и другом, постоянно сопровождающей их (как животное, которое топчет все на своем пути, без различия и без сознания). 13 ава 5766, Ицhар 5768 Гитваадут Йуд шват 5768. Урок рава Гинзбурга по 18 главе маамара «Боси леГани» (и маамару Ребе 5748 года) Гитваадут Йуд шват 5768 Йуд шват — день гисталкус предыдущего Ребе и день начала несиюс Ребе. 58 лет йуд шват — год «хен». Восемнадцатая глава маамара и комментарий Ребе на нее — в 1988 году. Краткое изложение идеи маамара «боси легани» — семь поколений. Штус дикдушо. Цивот гаШем. Бизбуз оцрот («разбазаривание сокровищ») ради победы в войне. Восемнадцатая глава — «нецах Исраэль ло йинахем». Шаул и Давид. «Адам» и «ло адам» — внешняя и внутренняя часть кетер, арих и атик. Молитва Ханы. «Ал Гавайе» — «омек рум» и «омек тахат». «Омек тахат» выше, чем «омек рум». Корень царства Давида — атик. «Кувшин» и «рог». 5770 Внесение свитка Торы в память о Шломо Нативе, да отмстит Вс-вышний за его кровь Бат Аин, 8 нисана 5770 г Известно, что Ребе, так же как и многие другие гдойлей Исроэл и весь народ Израиля — относился с большим уважением к традиционному мотиву, сочиненному во время Катастрофы, «ани маамин бээмуна шлейма». Также после Катастрофы, когда этот нигун достиг Ребе из Моджиц, автор, которого звали Азриель-Довид, был хасидом Моджиц, он был известным баал-менаген и баал-тфила, и в поезде, идущем в Треблинку, он, в двейкут, вместе со всеми евреями, которые были там, в вагоне, предназначенном для перевозки скота, он начал петь этот нигун, и он пел все громче и громче, и все, кто были там, запомнили это, и пели вместе с ним, и тогда, он вдруг прервался, и сказал, что он предлагает «сделку»: каждый, кто сумеет выпрыгнуть из вагона, и привести этот нигун к его Ребе, Адмур из Моджиц, он обещает ему половину своего будущего мира. Он сам был евреем очень возвышенным. И там было маленькое окошко с деревянными перекладинами, и для пожилого человека это было совершенно невозможно выпрыгнуть из этого окна, тем более, что оно было наглухо закрыто, но там было двое молодых ребят, и они немедленно поднялись и сказали, что мы идем на эту сделку. Они выломали деревянные перекладины, и на каком-то повороте — когда поезд чуть замедляет ход, они выпрыгнули из этого маленького окошка. И один из них погиб сразу, он разбился сразу, а второй парень выжил, и после многих приключений он сумел прийти к Ребе из Моджиц, который был уже тогда в Америке. Мошиах прийдет, чтобы устранить ложь этого мира Есть три корня еврейских душ, которые, в общем, соответствуют нашим пра-отцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову. Есть корень души, для которой — его основное служение в мире, основное противостояние и война и победа в этом мире — это свет против тьмы, «война света с тьмой». Например, тот, чья голова — основной способ мышления — что моя добрая миссия в мире, мой шлихут, ради которого я нахожусь здесь, это чтобы свет победил тьму. Как Баал Шем Тов говорит, что «немного света отталкивает много тьмы». И тем более — много света. Такой человек, каким «министром» он захочет стать в «исправленной стране»? Понятно, что министром просвещения! Я бы мог подумать, что воспитание — это истина против лжи, но в действительности — это просвещенность против невежества. Тот, кто невежественен — сказано, что он не боится греха, но не то, что бы он был лжецом. «Яма пуста» — он темен, нет в нем света. Человек должен исправить животное начало в себе, чтобы удостоиться нашего особого имени — Израиль Слабости — недостатки или достоинства? Если есть у человека достоинства, и есть недостатки — что же может быть в середине? Я могу сказать, что то, что не есть достоинство и не есть недостаток — это собственно человеческая природа человека — и это верно, но давайте несколько заострим это. То, что в середине, между достоинствами и недостатками — это слабости. Как мы сейчас объясним, что быть человеком — это быть со слабостями. Тот, у кого нет слабостей — он «супермен», и мы не любим его вообще — и он нас совершенно не интересует. Он «ангел», а человек гораздо выше ангела. Мы любим людей человечных, а быть человечным — это иметь слабости. Основа душевной помощи — это различение — иногда совершенно не очевидное — что слабость не есть недостаток. Очень часто человек находится в тяжелом душевном состоянии только из-за того, что он считает свои слабости недостатками, и тогда он «мискен» Пора «родиться» и начать что-то делать! Чтобы начать работать всерьез, начать делать что-то в жизни — нужно «облачиться». «Зародышевое состояние» — это «впечатление», быстро проходящее и полное недовольства. Любая идентификация и любая связь — посредством устранения собственного «эго» ради дела. Всякая инициатива требует некоторой степени само-уважения в начале. Динамика самоуважения и самоустранения Всякая инициатива требует в начале самоуважения. Все время быть «ничто» — скучно. Следить за «свежестью» своего «самоустранения». Если у меня нет никакого самоуважения, то я не проявляю инициативы в исполнении заповедей и добрых дел, не учу Тору — ничего не делаю. Нужно, чтобы было хотя бы «одна восьмая от одной восьмой» самоуважения, для того, чтобы проявлять инициативу, но в конце должно быть полное самоустранение — не считать сделанное своей заслугой. Тайна «сделаем и поймем»: исполнить шлихут Очень важно для каждого из нас, найти свой шлихут. То, что я вообще реально существую — это лишь тогда, когда я исполняю свой шлихут в жизни. Если я не нашел свой шлихут и не исполняю его — я как будто бы вообще не существую. Рав Ицхак Гинзбург. 18 элула: тайна и свет. Баал Шем Тов и Алтер Ребе 16 элула 5770, Бат Аин Баал Шем Тов сказал, что אור имеет ту же гиматрию, что и רז. Чтобы осветить — я должен постичь тайну. Это есть смысл того, что гиматрия «ор» («свет») совпадает с гиматрией «раз» («тайна»). Если мы хотим осветить мир «светом, который благ», то сначала нужно соединить себя с его тайной, טובי’ה גניז בגווי’ה «благо его, сокрытое внутри него», сущностью сокрытого в нем добра. И тогда, когда освещают его, за счет того, что постигают его тайну, тогда из сокрытого блага происходит раскрытый свет. Но сначала нужно постичь тайну. Рав Ицхак Гинзбург. Тайна тысячи светов Моше рабейну — способность видеть в точности, а не приблизительно 16 элула 5770, Бат Аин (2) У каждого есть его особенное «реи зэ», его особая тайна, особое свойство его души. Известно, что все пророки пророчествовали словами «ко амар Гашем», «так сказал Вс-вышний». «Ко» — «так» — это уподобление, это означает «приблизительно так». Они были неспособны различить в точности «реи зэ» каждого отдельно, индивидуальность каждого, что только у него есть такое свойство, и ни у кого больше нет. Моше рабейну видел в «аспаклария а-меира», которая называется «маръэ» а не «маръа». Также в «маръэ» есть «реи зэ». Как звучит выражение, которым пророчествовал Моше? «зэ а-давар». «а-давар» имеет гиматрию «реи». זה הדבר = ראי זה. Если так — то я должен смотреть на каждого, как Моше рабейну. Алтер Ребе объяснил, что «тмунат Гашем йабит» означает, что он видит реальность так, как Вс-вышний ее видит, так он видит другого человека — «видением, а не притчей». Удивительно, но полное выражение Хазал «לא ראי זה כראי זה ולא ראי זה כראי זה » — имеет числовое значение ровно 1000. Есть традиция в руках хасидим — как принято говорить, «доршей решумот» говорили, что שישראל בעל שם טוב имеет гиматрию 1000, и это тайна тысячи светов, которые были дарованы Моше рабейну во время Дарования Торы, и про него говорится, «то, чтоתלמיד ותיק раскроет — уже даровано Моше с Синая. Тысяча светов были забраны у Моше из-за греха тельца, но возвращаются к нему каждую субботу, и поэтому говорят «йисмах (гиматрия «Машиах») Моше бематнат хелко». Он радуется, что снова получает раскрытие души нашего учителя Баал Шем Това, так говорили «доршей решумот». Раш ве-иш тхахим нифгашу меир эйней шнейгем Гашем 23 элула 5770 «ученик» (по первому объяснению) и «бедность» — хорошо стыкуются между собой. Но когда рав — «иш тхахим (хитрец, или даже лжец) — это уже гораздо хуже… Во время Рош аШана нужно исправить голову Исход субботы Ницовим-Вайелех, канун 26 элула 5770, после слихот «Ваши главы, главы ваших колен, ваши старейшины» — это праотцы. Прежде всего, нужно соединиться с авот, и Авраам — праотец наш — он глава, глава всего народа Израиля, «когда исправляется глава народа — исправляется весь народ», во время Рош аШана нужно исправить голову. Рош — голова — это Авраам авину. Часто говорится, что глава — это Моше рабейну, что Ребе — это Рош бней Исраэль, но самая высшая глава — это Авраам авину, «глава всех верующих», «взгляни с главы веры», «один был Авраам», «единственным назвал я его» — он — глава веры. Отчаиваться, стремиться быть «никем» — это «гой» по своей сути. Исход субботы 25 элула 5770 (2) Истинная сущность каждой вещи, ее внутренняя и истинная суть — не находится в пространстве-времени. Есть многие люди, которые отчаиваются от жизни, не дай Б-г, не знают, что же будет. Есть люди, которые предпочитают быть «никем», быть «ничто». Понятно, что это ложь, это гой — гой по своей сути. Письмо навстречу новому году Общий знак наступающего года — תשע»א — это תהא שנת עזר אלקי — «да будет год Б-жественной помощи», год, когда Вс-вышний поможет каждому во всех его делах, частных и общественных, и самое главное — в исполнении его миссии в мире. Главная миссия, возложенная на нас — по словам Любавичского Ребе, «сделайте все, что в ваших силах, чтобы привести Мошиаха действительно». 5771 Авину малкейну эйн лану мелех эла ата Исход субботы-«шува», канун 4 тишрей 5771 Меня всегда удивляло, как это говорят «эйн лану мелех» без продолжения. Когда поют это, то сначала говорят «эйн лану мелех» — «нет у нас царя», и только потом продолжают «нет у нас царя, кроме тебя». Можно объяснить это в соответствии с тем, что говорится в Тании, и во всех маамарим, посвященных Рош аШана, что в канун Рош аШана есть «исталкут малхут[2]». Желание и воля Вс-вышнего быть царем как бы «пропадают», есть какой-то момент, когда, кажется, Ему «надоело», Ему, как будто бы, больше не хочется быть царем, не дай Б-г, у него больше нет ни воли, ни желания в Его царстве. Каждый, кто обучает хасидут, должен очень очень остерегаться, чтобы не быть «наглой женщиной» Симхат Бейт аШоэва, Ицгар, 18 тишрей 5771 У каждого должны быть учитель, машпиа, и ученики, которых он учит, даже в ешиве. Каждый, кто обучает хасидут, должен очень очень остерегаться, чтобы не быть «наглой женщиной», ибо тогда «молоко», которым он кормит своих учеников, порождает жар страсти — разврата