Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Аводат а-бирурим закончилась

«Тэва гайегуди»

Стр. 200

Первый бирур и второй бирур

«Аводат а-бирурим» – это общее наименование для работы поднятия искр Святости, находящихся в материальном мире, к Святости. Однако, когда исследуют содержание этой работы более глубоко, выясняется, что есть в ней два основных этапа. Так объясняется в толкованиях каббалы и хасидизма, что работа бирурим состоит из «первого бирур» и «второго бирур». И по-видимому, когда Ребе[1] сказал, что «завершилась работа бирурим», он имел в виду, что завершилась работа «бирур алеф», и сейчас наша работа состоит в том, чтобы перейти к следующему этапу работы – «бирур бет». И объясним эти понятия:

Начало поднятия святой искры из реальности, скрывающей Б-жественность, состоит в нахождении той части в реальности, которая готова подчинить себя Б-жественности – той «точки» в реальности, которая готова склонить себя перед Вс-вышним – которая ощущает свою зависимость от Вс-вышнего и поэтому готова подчиниться Ему, подчинить свое существование исполнению воли Вс-вышнего. Это подчинение Вс-вышнему не означает самоидентификации с Б-жественной волей и полного самоустранения перед ней, но только сознание того, что несмотря на мое личное желание, отличающееся от воли Вс-вышнего, я должен поступать так, как хочет Вс-вышний. Это – «битуль йеш», ощущающее себя как нечто существующее самостоятельно и обладающее собственной волей, но устраняющее себя и подчиняющее себя воле Вс-вышнего (в аспекте «устраняй свое желание перед волей Вс-вышнего»). Нахождение точки «битуль йеш» в реальности – то «бирур алеф», выяснение и вытаскивание точки, способной подчиниться Вс-вышнему, из среды зла, враждебного Вс-вышнему.

Однако, после первого бирур, еще не ощущается, что эта искра – настоящая Б-жественность, и поэтому требуется «бирур бет», когда эта искра поднимается, чтобы соединиться с Б-жественной волей, и самоидентифицировать себя с ней. После «бирур бет» уже невозможно говорить о подчинении отдельно и самостоятельно существующего объекта перед волей Вс-вышнего, но о стремлении к Вс-вышнему, самоидентификации с Его волей («делай волю свою как Его воля»), и вплоть до полного самоустранения перед присутствием Вс-вышнего – «битуль бимциюс». Если бирур алеф происходит в области миров Брия-Йецира-Асия – миров, обладающих собственным «йеш», которые, как максимум, способны подчиниться и достичь «битуль йеш» – то бирур бет происходит в области мира Ацилут, в котором нет никакого существования, кроме Вс-вышнего, и искры святости самоустраняются перед светом Вс-вышнего, соединяются и сливаются с ним.

От служения бейноним к служению цадиким

В сущности, переход от бирур алеф к бирур бет, это переход от работы бейноним – «что это мера каждого человека и за ней каждый человек пусть идет[2]» к работе праведников.

Во-первых, когда сопоставляют две эти ступени бирур с различными ступенями в служении души, то первый бирур соответствует работе «искафья» – работе само-подавления у бейноним, которые не идентифицируют себя с волей Вс-вышнего, но заставляют себя исполнять ее против собственной природы, а второй бирур соответствует работе «исгапхо» – работе праведников, переворачивающих свои животные мидот (душевные качества) в Б-жественные мидот, которые сами по себе желают исполнения Б-жественного блага. Служение «искафья» и «исгапхо» – это результат двух различных ступеней битуль – битуль йеш, характерного для бейноним, корень душ которых – в мирах Брия-Йецира-Асия (и которые называются поэтому «зэра бhэймо[3]» и «битуль бимциюс», характерного для праведников, корень душ которых в мире Ацилус (и поэтому они называются «зэра одом»).

В течение всего периода изгнания бейнони наставляют, что он не способен достичь истинного «исгапхо» («переворота»), сущностного изменения мидот своей животной души, и самое большое – он способен «связать» их посредством «искафья». Однако, для того, чтобы привести мошиаха, требуется от всего народа Израиля духовное служение праведников – следует раскрыть ступень души, относительно которой сказано «и народ твой – все праведники», и каждому и каждому следует достичь служения «исгапхо». Ибо, в служении «искафья» – сам человек, т.е., его разум и эмоции (в отличие от оболочек его души – мысли, речи и действий), остается во внутреннем изгнании, он не избавляется от негативных желаний животной души, и он не «течет» вместе с Б-жественным благом. Для того, чтобы достичь геула, человек должен достичь внутреннего избавления своей души – полного избавления от дурных побуждений и стремлений и самоидентификации с Б-жественным благом.

Работа йихудим

Еще одно объяснение словам Ребе о том, что «работа бирурим завершилась», это, что в действительности есть здесь переход к совершенно иному типу служения – переход от «работы бирурим» к «работе йихудим[4]«. Цель работы бирурим – это вытаскивание святых искр из зла, поднятия подчиненной и самоустраненной части реальности к Вс-вышнему. Акцент в этом служении делается не на Б-жественном раскрытии, которого человек способен удостоиться из реальности, но на очищение реальности от зла, которое находится в ней. После того, как в реальности раскрываются «точки» подчинения и устранения перед Вс-вышним, искры открытости и стремления к Б-жественности – акцент смещается на Б-жественный ответ, приходящий в реальность Свыше и раскрывающийся из среды нее. После того, как реальность подняла «женские воды» к Вс-вышнему, Вс-вышний «должен» ответить реальности и привлечь в нее «мужские воды».

Сущность служения йихудим – это раскрытие единства Вс-вышнего внутри реальности, притяжение нового Б-жественного света в ту часть реальности, связь которой с Б-жественностью уже очищена. В служении человека это означает, раскрытие Б-жественности внутри реальности с сознанием, что «нет никого, кроме Него», и что Вс-вышний светит и раскрывается полностью во всем мире – служение раскрытия того, что реальность не только не враждебна Б-жественности, или просто заинтересована в Его свете, — но что это – Б-жественная реальность, из среды которой Вс-вышний раскрывается своим творениям.

Несколько другими словами: работа «бирурим» – это работа «все дела твои да будут во имя Небес[5]» – работа, раскрывающая, каким образом возможно подчинить и устранить не-святую реальность Вс-вышнему, и использовать эту «нейтральную» реальность для служения Ему – и напротив нее работа «йихудим» – это служение «бхол дрохехо доэhу[6]«, служение, раскрывающее, что нет «просто реальности», которую можно использовать ради какой-то другой цели, «во имя Небес», но что сама реальность — это Б-жественность (даже реальность, не связанная с заповедями, реальность «твоих путей», разрешенных дел самого человека), и возможно познать Вс-вышнего, соединяющегося с ней и освещающего ее, из среды самой этой реальности.

Очищение нечистых клипот

Третье объяснение словам Любавичского Ребе о завершении работы бирурим относится к области очищения. Во всех поколениях работа бирурим относилась к области «клипат ногаh», той клипы, корень которой в «дереве познания добра и зла», и в которой смешаны добро и зло, и задача служения – «выбрать» из нее добро, и получить от нее максимальную пользу в служении Вс-вышнему. Ниже чем клипат ногаh существуют три клипы совершенно нечистые – клипот совершенного зла, в которых нет добра совершенно[7].

Клипат ногаh выражает область разрешенного – «обычную» реальность, которая не есть Б-жественность, но также не действует против Б-жественности (вся ее «клипозность» – в ее «йешус», в том, что она видит себя как нечто отдельно существующее, и «отрицает» тем самым, что «нет никого, кроме Него»), и поэтому сравнительно легко раскрыть ее связь с Б-жественностью (когда она аннулирует самостоятельность своего существования), и вывести ее из ее «нейтральности» и привести ее к области Святости. Три же совершенно нечистые клипы – это корень всей запрещенной реальности – все, что «связано» и «сковано» в области клипот, все, что реально враждебно воле Вс-вышнего и Его заповедям. Три нечистых клипы дают жизнь всей реальности запрещенного в мире, всем нечистым животным, и также народам мира, которые не являются «праведниками народов мира».

По простому, и так было понятно в течение всего времени изгнания, невозможно очистить три нечистых клипы – ибо это реальнсоть, враждебная Б-жественности, и невозможно использовать ее для служения Вс-вышнему (ибо исполнение заповедей с помощью этих клипот невозможно, это «мицва, приходящая с грехом», которая вообще не мицва). Однако, поскольку с приходом Мошиаха мир будет избавлен от совершенного зла нечистых клипот, «и дух нечистоты уберу Я с земли», то служение, которое предшествует дням Мошиаха – это раскрытие святой искры, скрывающейся даже внутри совершенного зла, и дающей ему жизнь, и избавление этой искры[8]. Уже невозможно верить, что есть реальность, в которой нет добра совершенно, и после того, как выяснилось окончательно, что «обычную» реальность, корень которой – в клипат ногаh, возможно использовать для служения Вс-вышнему, — следует обратиться и доказать это также относительно реальности, пытающейся быть против Вс-вышнего.


[1] Беседа второго дня Рош аШана 5747, беседа гл. Вайеце 5752, и еще. (В соотв. с беседой Симхат Тора 5689 Ребе Райаца)

[2] Тания гл. 14

[3] Йирмия 31, 26. Тора Ор Мишпатим 75, 3

[4] О сущности служения йихудим см. подробно в предисловии к книге «Мудаут тивъит»

[5] Авот гл. 2, Мишна 12

[6] Мишлей 3, 6

[7] Эц Хаим врата 49, гл. 3 (Приводится в Тании в конце гл. 1)

[8] И см. сноску 24 в пред. главе