Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Три системы Кабалы


Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга «Что Вы должны знать о каббале».
Книга переведена, но еще не издана.
Для издания книги «Что Вы должны знать о каббале» нужны спонсоры.

Пожертвовать на издание книги


В теории Хасидута отмечается, что при более широком рассмотрении, развитие Кабалы следовало путём, состоящим из трёх различных концептуальных схем, найденных в её мудрости.

Эти три схемы известны, как: эволюция השתלשלות)), воплощение (הִתְּלַבְּשׁוּת), и вездесущность (הַשְׁרָאָה).

Каждая из этих схем сформировала концептуальную и систематичeскую основу учений Рамака, Аризала и Ба’ал Шем Това, соответственно.

В эволюционной схеме (только не следует её путать с научной теорией под таким же названием) сложность нашей собственной действительности описывается, как действительность, развивающаяся на основе процесса причины и следствия, исходящего из Абсолютного Единства Тв-рца. В любой момент времени, состояние вселенной может быть сопоставимо с цепочкой, состоящей из многих звеньев, где самое первое звено – Сам Тв-рец.

Несмотря на то, что Рамак являлся мистиком, получавшим своё главное вдохновение от поэтических образов Зоѓар, концептуальное использование эволюционной схемы позволило ему представить центральные идеи Кабалы на полу-философском языке. Он считал, что специфический филосовский диалект является наиболее подходящим для описания процесса, который непосредственно обладает определённой последовательной логикой и взаимосвязью.

Аризал переместил операционную структуру Кабалы с эволюционной схемы на схему мгновенных взаимодействий, называемую воплощением. Схема воплощения рассматривает каждую отдельную область действительности, как составляющую некоторой другой области, например, как душа точно соответствует телу. Внутренняя сущность, не просто, превышает внешний аспект по своей важности; но обеспечивает его жизненной силой и энергией, необходимыми для поддержки его самого существования.

Таким образом, воплощение подобно биологической модели реальности и сосредотачивается на жизненной силе и энергетических преобразованиях, определяющих форму вселенной. Реинкарнация – одна из центральных тем, интересующих Аризала, и которую мы будем обсуждать позже, — является примером кабалистической концепции, основанной на воплощении. Несмотря на широкое признание, она не заняла центрального места в Кабале Рамака и, как вскоре будет объяснено, рассматривается относительно ограниченно в контексте Кабалы Ба’ал Шем Това.

Наконец, третья и наиболее передовая кабалистическая концепция,

разработанная Ba’al Шем Товым, основана на хассидском акценте на

постоянной вездесущности Вс-могущего, которая подразумевает уникальную эквивалентность между Б-гом и Творением, как выраженно в хассидской идиоме: “Б-г — все, и все – Б-г.” Соответствующее понимание этой идеи, особенно того, как она отличается от принципов пантеизма, приводит к высшему кабалистическому пониманию нашей предмессианского эры.

Несмотря на то, что системы, разработанные Рамаком и Аризалем, играют огромную роль в расширении нашего понимания отношений Б-га с Творением, они является только ступенями на лестнице сознания, тогда как, мы стремимся к полному освобождения от собственных надостатков и способности видеть Б-га во всём, даже в нас самих, в конечном счёте, восстанавливая Его абсолютную и исключительную власть над всей действительностью.

Технически, ивритский термин, описывающий теорию Ба’ал Шем Това, не имеет дословного перевода. Корень этого слова подразумевает распространяющееся проникновение некоторой высшей силы во все области низшего уровня реальности. Оно обычно используется по отношению к Шехине – постоянному Б-жественному Присутствию внутри созданного Им творения.

На диалекте, это обозначает воодушевление, подразумевая окружение индивидуальной реальности некоторой более мощной энергией, которая возвышает человека на такой жизненный уровень, который, иначе, является недосягаемым. С вездесущностью, в качестве Кабалистической схемы, теория перекрывающих друг друга реальностей, свойственная Аризалу, возвышается к более глубокому осознанию Б-га, присутствующего во всех частях творения в равной мере.

По мере того, как мы постепенно осваиваим принципы Ба’ал Шем Това и становимся более чувствительными к нашей идентификации с Б-жественной Вездесущностью, интерес к нашим прошлым реинкарнациям уменьшается, а забота о судьбе наших душ приобретает более обобщённый характер. Таким образом, наша духовная энергия направляется на заботу о судьбах наших общин, нашего народа, нашей земли, и всей вселенной вцелом.