Три веры трех душ
В начале книги Тания[1] говорится, что у человека есть две души – Б-жественная душа и животная душа. Однако, если углубиться в изучение хасидской литературы – можно обнаружить, что есть еще одна душа, промежуточная между Б-жественной и животной – душа разумная.
У каждого еврея, начиная от Авраама-авину и далее, есть Б-жественная душа, кроме разумной и животной, а у нееврея есть две души – разумная и животная. У нееврея есть антагонизм между этими двумя душами, создающий напряжение и душевный конфликт, нуждающийся в решении. У разумной души еврея есть характер, отличный от разумной души нееврея, у него есть человеческий разум с еврейским "характером".
Каждая из этих трех душ имеет полную собственную систему сил. По принципу "одно напротив другого сотворил Вс-вышний[2]", все, что есть в Б-жественной душе, существует также и в душе разумной и в душе животной. Этим трем душам соответствует три веры. У каждой души еврей своя вера (РаДЛА), и в соответствии с этим определяются все ее силы.
Абсолютная вера Б-жественной души – это исправленная[3] вера, которая исправляет все силы души и превращает их в Б-жественные.
Авраам удостоился Б-жественной души в заслугу того, что очистил и исправил истинную веру, и таким образом он приобрел себе новую систему сил души, называемую "Б-жественной душой". Авраам настолько слился с Б-жественной душой в заслугу очищения веры, что она превратилась в "генетическое" явление для него, и эти духовные "гены" он передает по наследству своим потомкам, как сказано "Ибо в Ицхаке назовется семя твое[4]".
Когда есть истинная и очищенная вера, то все остальные веры становятся второстепенными. Также вторичная вера является "главой" в отношении определенной системы духовных сил, которые ей подчиняются. Каждая вера влечет за собой целую душу, и на последней ступени это выражается в ремесле и искусстве. У каждого человека (как еврея, так и нееврея) имеется определенная вера, выражающаяся в определенном искусстве.
Вера Б-жественной души – это вера в единого Б-га, единственного и единого, раскрывающаяся человеку тогда, когда он достигает ступени бдидут киюмит ("сущностного одиночества"). Тогда Б-жественный свет притягивается, опускается и проникает во все явления жизни. Сначала этот свет совершенно абстрактен, и после этого он облачается во все облачения души.
Разумная душа верит в разум и в науку. Человек, верующий в разум, постоянно стремится стать еще мудрее, узнать все больше и больше. Человек, верующий в разум – не верит в собственное "эго" и в свои первичные эмоции, но – в теории, выходящие из университетских стен. Естественным образом, он преклоняется перед более мудрым и более сведущим, и он исполняет принцип "принимай истину от того, кто говорит ее".
Вера же животной души, напротив – это вера человека в себя самого, "сила моя и мощь руки моей создали мне все это богатство[5]". Определим это в понятиях психо-терапии: когда человек переживает кризис, каждый врачеватель и психолог понимает, что прежде всего нужно укрепить и оздоровить его душу. Основа укрепления души – это, понятно, вера. "Психолог животной души" укрепит в человеке веру в самого себя. Это – в точности – вера животной души.
Важно подчеркнуть, что здоровая Б-жественная душа не отрицает существования остальных двух душ, разумной и животной, и также не отрицает их веры. Вера в мудрость Торы и стремление постичь ее включается в веру во Вс-вышнего, Дарующего Тору, и как далее будет объясняться. Про веру в разум сказали Хазал: (если тебе скажут, есть) "мудрость среди народов – верь" (Хотя про Тору сказано: (если тебе скажут) "Тора среди народов – не верь"). Вера человека в самого себя и в собственные силы, приводящая его к уверенности в себе (совершенно необходимое в жизни качество, и базисная основа душевного здоровья), может быть позитивной, если он осознает, откуда приходит его сила, осознает, что все – от Вс-вышнего, и "Он дает тебе силы преуспевать[6]". Этот стих отнюдь не означает, что Вс-вышний делает все за человека, но – Он дает ему – самому человеку – силы действовать. Ощущение силы хорошо, когда человек сознает, что все – от Вс-вышнего, и исполняет слова Хазал: "дай Ему из того, что принадлежит тебе, ибо ты и все что у тебя – принадлежит Ему", и также про Давида говорится[7]: "ибо от Тебя все, и из Твоей руки мы дали Тебе".
Также как возможно объяснить эти вещи позитивным образом[8], также существует и негативное постижение. Чистую веру можно постичь в основном путем отрицания, и если мы хотим почувствовать немного вкуса, что же есть вера во Вс-вышнего, следует отрицать характеры других вер: вера во Вс-вышнего – это не тип веры в самого себя, и также это не есть вера в силу разума и науки. Вера в самого себя имеет отношение к эмоциям в душе, к животной части, которая вся – эмоции и чувства. Вера в разум относится, как понятно, к части Хабад (Хохма, бина, даат) в душе. Напротив этого, вера в Вс-вышнего – это не разум и не чувство, но находится выше их, в Кетер, в истинном РадЛА.
Ступени веры в Б-жественной душе
Мы воспитаны на великом правиле каббалы и хасидизма – всюду, где есть несколько аспектов, обязательно должно быть взаимо-сочетание этих аспектов, т.е., в каждом из аспектов есть все остальные. Прежде всего, поищем эти три аспекты веры в самой Б-жественной душе.
Как говорилось, Б-жественная вера Б-жественной души – это вера в единого и единственного Б-га, раскрывающаяся в тайне вселенского одиночества (как еще далее будет объясняться).
Разумная вера Б-жественной души – это вера в Тору. "Тора проистекает из Б-жественной мудрости". Тора, подобно мудрости, раскрывается все более и более, подобно обычному в книге Зогар языку "раскрыл рабби Шимон". В каждом поколении и поколении мудрец поколения раскрывает новые каналы Б-жественного влияния, новой Торы. Понятно, что невозможно сравнить мудрость Торы и любую другую мудрость, и подобно этому, невозможно провести сравнение между верой в мудрость Торы и между верой в человеческий разум и его достижения. С другой стороны, особое достоинство Торы состоит в том, что несмотря на то, что она Б-жественна по самой своей сути, тем не менее, она постижима также человеческим разумом. Общее между верой в Тору и верой разумной души, что также еврей, со стороны своей Б-жественной души, верит в мудрость (Торы) и стремится постичь ее.
Ясно, что ступень "животной веры" в Б-жественной душе относится к очень святому "животному" (которое называется в Тании "животное, предшествующее Ацилус). Сама вера, которая выше чем разум, называется בהמות ("беhеймот"), как говорится в посуке ואני בער ולא אדע, בהמות הייתי עמך ("ваани баар вело эйда, беhеймот hаити имах[9]"). ואני תמיד עמך ("Ваани тамид имах[10]"). Царь Давид описывает веру, как человек, идущий за Вс-вышним подобно животному, силой простой веры, существующей в душе самых простых евреев. В противоположность Б-жественному сознанию или мудрости Торы, относящихся к людям, стоящим на высокой ступени, в каждого и каждого еврея заложена по природе простая и естественная вера во Вс-вышнего, и про нее сказано "животному подобен я перед Тобой".
Баал Шем Тов учил, что подобно тому, как следует верить во Вс-вышнего, в то, что Он находится здесь, всюду и всегда, так же следует верить в каждого еврея (не только вера в праведников, относящаяся к высоким душам, к великим праведникам, называемым "семя человеческое", но также вера в простые души, простого народа, называемые "семя животное"), в любом состоянии, в котором бы он ни находился. От еврея требуется не только любить другого еврея, но также верить в другого еврея, верить в сокрытые в другом еврее силы. Вера всегда относится к сокрытому, не раскрываемому взглядом, ибо то, что видимо взглядом – не нуждается в вере. Вера – это тайна, и тайна по самой своей природе никогда не "100%", и тем не менее, есть чувство внутренней веры, не подверженной сомнению, что так это истинно и прочно. Верить в тайное в другом еврее – означает верить в Б-жественную искру, находящуюся в нем. Очевидно, что следует верить в еврейский народ в целом, в силу общества, в Кнессет Исраэль, и новость здесь, что следует верить также в каждого отдельного еврея, в каком бы состоянии он ни находился (это подобно открытию нашего учителя Баал Шем Това в тайне ашгаха пратит[11], в противоположность предшествующим мнениям о том, что провидение Вс-вышнего относится лишь к миру в целом или целым видам, или только к великим праведникам и т.д.). Эта вера основана именно на той "животной" вере, заложенной в каждого еврея, и она зависит от того, чтобы простая вера, которая есть внутри меня, почувствовала бы простую веру, которая есть внутри каждого еврея (и из этого должна также произрасти любовь к другому еврею, когда также люди возвышенные признают и уважают достоинство простой веры, и стремятся достичь ее и идентифицироваться с ней).
Таким образом, из основ хасидизма – что следует верить в Вс-вышнего, в Тору и в каждого еврея.
Известны слова Зогара "три узла связываются друг с другом – Израиль с Торой, и Тора со Вс-вышним", и также "Израиль, Тора и Вс-вышний – одно целое". Это есть вера Б-жественной души, заключающая в себя все эти три – Б-жественная вера во Вс-вышнего, разумная вера в Тору, и "животная" вера в каждого еврея, где бы он ни находился.
Уровни веры разумной души
Каковы три веры разумной души?
Достаточно очевидно, что любая сила или качество в сознании души, существует перед этим в над-сознании. Например, разум появляется в мозгу как сверкающая молния, из высшей тьмы, из коах а-маскиль[12], из того разума, как он существует в над-сознании.
Большинство физиков нашего времени понимают, что должно существовать некоторое мировое сознание или мировой разум (?). Следует выяснить, или это сознание отдельного человека, обдумывающего конкретное явление, или это общечеловеческое сознание, или это вообще абстрактное сознание. Чем более мы познаем, что сознание, необходимое для существования мира – это, в сущности, сознание Творца Мира, так же выяснится, что также перед тем, как человек познал какую-либо вещь, она уже существовала. С момента בראשית ברא אלקים את השמים ואת הארץ ("берейшит бара Элоким эт ашамаим веэт аарец[13]") законы природы существуют и действуют, независимо от того, постигаем ли мы их или нет.
Ученый хочет раскрыть все больше и больше знания, но несомненно, что за пределами того, что он сможет постичь, существует еще бесконечное количество знания, которое еще не было раскрыто. Назовем это знание "бессознательное в мировом сознании". Тот, кто признает это, признает коах маскиль разума во вселенной. Такое сознание весьма близко вере во Вс-вышнего, (אלקים "Элоким" – имеет числовое значение טבע ("тэва"- природа)).
Такая вера, несомненно, одинакова как для евреев, так и для неевреев. Даже фараон, царь египетский, верил в Элоким (природу), и он только не верил в имя Гавайе, которое выше природы, как он сказал לא ידעתי את הוי' ("ло йадати эт Гавайе[14]"). Имя Гавайе, познание которого дано лишь народу Израиля – как сказано, שמע ישראל הוי' אלקינו הוי' אחד ("Шма Исраэл, Гавайе Элокейну, Гавайе эхад[15]") – фараон не постигал, но имя Элойким он постигал. Это вера, связывающаяся с пред-открытием сущности Б-жественности, с бесконечным резервуаром бессознательного в природе. Это - Б-жественная вера в разумной душе.
С другой стороны, есть вера в существующее знание. Это вера того, кто верит в знание, известное сегодня в университетах, у ученых и врачей, живущих сегодня, и не более того. Такой человек не обязательно отрицает существование чего-либо другого, но все, что находится за пределами известного, не интересует его совершенно. Лишь только то, что существует в резервуаре современного человеческого знания, релевантно для него. Это суть разумной веры в разумной душе.
Наконец, есть тот, кто верит в установления и правила поведения социума, в котором он живет. Такой человек строит свою жизнь в соответствии с верой в мораль существующей культуры. Главное для него в жизни – быть рабом социума и культуры. Вся его вера погружена в то, чтобы "быть как все", "быть в порядке", быть принятым обществом.
Он верит, что такая общественная мораль – высшая истина. Это животная наклонность разумной души.
Уровни веры животной души
Каковы три веры в животной душе?
[1] Тания, гл. 1
[2] זה לעומת זה עשה האלקים (Когелет 7, 14)
[3] מתוקן ("исправленный") – т.е., относящийся к миру Тикун ("мир исправления", в отличие от мира тоhу ("хаоса"))
[4] Берейшит 21, 12
[5] Дварим 8, 17
[6] Там же
[7] Диврей йамим алеф 29, 14
[8] Позитивное постижение – объяснение, чем данная вещь является. Негативное постижение – объяснение, чем данная вещь не является. В хасидизме объясняется, что с негативное постижение постигает несоизмеримо более высокие уровни, принципиально не постижимые "позитивно". Прим. переводчика
[9] "И я невежда, и не постигаю, подобен животному я перед Тобой" (Тегилим 73, 22)
[10] "И я постоянно вместе с Тобой" (Там же далее)
[11] Высшее Провидение
[12] Способность к постижению
[13] "В начале сотворил Вс-вышний небеса и землю" (Берейшит 1, 1)
[14] "Я не знаю (имени) Гавайе" (Шмот 5, 2)
[15] Слушай, Израиль, Б-г всемогущий, Б-г один" (Дварим 6, 4)