Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ

КАНАЛЫ ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Рав Ицхак Гинзбург


Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга «Еврейские буквы». Книга переведена, но еще не издана. Для издания книги «Еврейские буквы» нужны спонсоры. Пожертвовать на издание книги


В еврейской философии два главных качества воды: влажная и холодная. Верхняя – влажная с чувством единства с «возвышенным Богом», а ниж­няя вода «холодная» с чувством разделения и раз­очарования «униженностью человека». Служение Богу, как учит хасидут, подчеркивает, что первич­ное осознание обеих вод – ощущение Его, у каждой со своей перспективы. Для высшей воды, чем больше «возвышенность Бога», тем сильней чув­ство единства всего в Его Абсолютном Бытии. А с точки зрения низшей воды – чем больше Его воз­вышенность, тем сильнее экзистенциальная про­пасть между реальностями Бога и униженностью человека.
Буква бет, от слова байт, «дом», обозначает дом Б-га: «Мой дом будет назван домом молитвы для всех народов». В мидраше сказано, что целью сотворения мира было желание Всевышнего соз­дать Себе жилище в нижней реальности. Исполне­ние этого желания начинается вместе с сотворением человека, Божественной души, облаченной в физи­ческое тело, и продолжается с ростом человече­ского рода, чтобы «покорить» весь мир и сделать его Царством Бога.
Наши мудрецы учат, что гимел символизирует богатого, бегущего за бедным, буквой далет, чтобы дать ему пожертвование. Слово гимел происходит от гмуль. На древнееврейском языке это слово означает «воздаяние»: добром или наказанием. В Торе у награды и наказания одна цель – исправление души, чтобы она максимально удостоилась Божественного Света
В книге Зоѓар суть буквы далет передается выражением, «не имеющая ничего своего». Это выражает состояние самой нижней Эманации Бога, сфиры Малхут («Царства»), у которой нет своего света, а только свет, получаемый от верхних сфирот. В служении человека Богу далет характеризуется понятием шифлут, «ощущение себя низко стоящим», не имеющим ничего своего
Название буквы ѓей содержится в стихе ѓе лахем зера, «возьмите себе семя». «Возьмите» (ѓе) выражает раскрытие человеком себя, когда он отдает себя другому. Давать другим, выражая себя – основное дарование себя. В тайне буквы гимель богатый человек дает что-то свое бедному в форме пожертвования. Высшая форма пожертвования – когда дающий совершенно скрыт от принимающего, чтобы не смущать его, как сказано: «Тайный дар смягчает гнев». Здесь, в тайне буквы ѓей, дар – выражение себя, привлечение принимающего к сущности дающего.
В начале Сотворения, когда Бесконечный Свет наполнял собой все, Бог сжал Свой Свет, чтобы образовалось пустое пространство, как бы «место», необходимое для образования конечных миров. В возникший вакуум Бог продолжил, образно говоря, пучок Света из Бесконечного Источника. Этот луч Света – тайна буквы вав. Кажется, что это одна линия, но она двухмерна, обладая внешней и внутренней силой, и обе участвуют в процессе Творения и постоянного взаимодействия между творящей силой и сотворенной реальностью.