ДАЛЕТ – Самоотверженность

ДАЛЕТ – Самоотверженность


Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга "Еврейские буквы".
Книга переведена, но еще не издана.
Для издания книги "Еврейские буквы" нужны спонсоры.

Пожертвовать на издание книги


Далет, бедный человек, получает милостыню от богатого человека, от гимеля. Слово далет означает «дверь». Дверь служит входом в дом, в бет.

В книге Зоѓар суть буквы далет передается выражением, «не имеющая ничего своего». Это выражает состояние самой нижней Эманации Бога, сфиры Малхут («Царства»), у которой нет своего света, а только свет, получаемый от верхних сфирот. В служении человека Богу далет характеризуется понятием шифлут, «ощущение себя низко стоящим», не имеющим ничего своего. Одновременно с осознанием своей силы свободы выбора человек должен сознавать, что «Он дает тебе силу для достижения успеха», а не думать, упаси Бог, что достижения человека являются результатом «моей силы и крепости моей руки». Любое действие, а в особенности исполнение какой-либо заповеди, исполнение воли Бога зависит от Божественной помощи. Это особенно верно в отношении борьбы человека со своим дурным влечением, которое выражается или как открытая страсть, упорное сопротивление принятию бремени Царства, или как лень, апатия и тому подобное. Как учат наши мудрецы: «Если бы не помощь Всевышнего, человек не мог бы преодолеть (свое дурное влечение)».

В Талмуде описывается ситуация, когда один человек несет тяжелый предмет, а другой делает вид, что помогает ему, подставляя свои руки под этот предмет, хотя на самом деле вся тяжесть достается первому человеку. Второй человек назван «лишь кажущимся помощником». В таком положении находимся и мы, объясняет Баал Шем Тов, по отношению к Богу, – вся сила человека приходит к нему Свыше. Свободный выбор есть не более чем выражение желания как бы принять участие в Божественном акте. Человек только подставляет руки под ношу, которую несет исключительно Бог.

«Ибо у Тебя, Бог, доброта, Ты воздаешь человеку согласно его деяниям». Баал Шем Тов замечает: «Справедливое воздаяние в соответствии с действиями человека – это еще не акт доброты (хесед), скорее суд (дин)!». И отвечает: бемаасеѓу, «в соответствии с его деяниями», можно прочесть как «как будто это его деяние». Подлинная доброта Бога выражается в том, что Он облекает «незаслуженную награду» в видимость «заслуженной», чтобы получающий ее не устыдился. Имя Бога в этом стихе – Адон-й, буквы которого составляют также слово дина, «суд», – намек на видимость Божественного суда, в чем доброта, хесед Бога находит Свое полное выражение. В книге Зоѓар слово хесед читается как хас-далет, «сострадающий далету» – тому, у кого нет ничего своего.

О гордеце Бог говорит: «Я и он – не можем пребывать вместе». Дверь, ведущая в Дом Бога, позволяет войти смиренному духом. Сама дверь, далет – свойство смирения и низкого мнения о себе, как объяснялось выше. Далет также – начальная буква слова дира, «место, где человек живет», как в выражении дира бетахтоним, «место пребывания (Бога) внизу». Таким образом, полное значение слова далет – дверь, через которую входит смиренный человек в осознание местопребывания Бога внизу.


ДАЛЕТ

ФОРМА: Две линии, образующие прямой угол, с точкой в углу.

Наклонившийся человек.

Три уровня битуля.

Миры

Точка в углу: осознание собственного эго.

Отказ от ощущения себя.

Неощутимое осознание каждым творением своего постоянного сотворения Богом.

Души

Вертикальная линия: отсутствие эгоизма.

Самозабвение, «стояние в тесноте».

Коллективное сознание; готовность пожертвовать жизнью за свой народ.

Божественность

Горизонтальная линия: погруженность души в Божественный источник.

Совершенное самозабвение; «преклонение в свободном пространстве».

Буквы, окруженные белым пергаментом.

Готовность пожертвовать жизнью ради Творца.

НАЗВАНИЕ: Дверь; бедняк; подъем – вознесение.

Миры

Дверь – самозабвение, вход, ведущий к истине.

Слуга, отказывающийся пройти через дверь, ведущую к свободе.

Души

Подлинное ощущение душой своего низкого положения.

Луна как символ души.

Божественность

Вознесение Богом души к Самому Себе.

«Превознесу Тебя, Боже, ибо Ты вознес меня».

Непричастность.

ЧИСЛО: Четыре

Миры

Четыре элемента физического мира: огонь, воздух, вода и земля.

Твердое вещество, жидкость, газ, горение.

Водород, углерод, азот, кислород.

Четыре физические силы: притяжение, электромагнетизм, сильная сила, слабая сила.

Человек, животное, растение и все неодушевленное.

Четыре времени года; четыре направления.

Четыре мира: Ацилут, Брия, Иецира и Асия.

Души

Четыре праматери: Сара, Ривка, Рахель, Лея.

Четыре жены Яакова: Рахель, Лея, Билѓа и Зилпа.

Четыре сына и четыре бокала вина на Пасхальном Седере.

Четыре выражения (уровня) избавления.

Четыре ножки Божественного Трона: Авраѓам, Ицхак, Яаков и Давид.

Отец, мать, сын, дочь: первая заповедь Торы: «плодитесь и размножайтесь».

Божественность

Четыре буквы Имени Бога.

Четыре составные части текста Торы.

Четыре основных уровня интерпретации Торы.

ФОРМА

Форма буквы далет – «наклонившийся человек» – символизирует состояние самозабвения (битуль). Три составные части буквы далет – две линии и точка в углу – представляют три различных уровня самозабвения.

МИРЫ

На уровне миров самозабвение проявляется, как сознательное усилие свести на нет собственное эго («я»). Нивелирование эго зависит от ощущения, что он обязан Богу за каждое дыхание жизни и за каждое телесное движение. Человек должен постоянно напоминать самому себе: «Я ничего не заслуживаю», ибо на самом деле всё – дар свыше. «Дай Ему то, что принадлежит Ему, ибо ты и всё, что у тебя есть, принадлежит Ему». И так говорит Давид: «Ибо все от Тебя, и из Твоей руки мы даем Тебе». (Если рассматривать это в широкой перспективе, в выражении Давида отражено его состояние самозабвения на уровне душ, как объясняется дальше, при обсуждении названия буквы далет.)

Этот уровень самозабвения называется «битуль ѓа-еш» – «отказ от ощущения себя как нечто». «Нечто» – опыт ощущения себя как отдельного от Творца существа. Этот уровень самозабвения представлен точкой в углу буквы далет. На уровне «всеобщего подсознания» каждый элемент сотворенного на самом деле обладает «искрой» отказа от самоощущения, как об этом учит хасидизм, ибо иначе все перестало бы существовать. Эта «искра» может стать явной только в результате служения душ евреев, которые, зажигая свою искру Божественного в любви и страхе перед Богом, одновременно зажигают и искру осознания постоянного сотворения вновь – как «нечто» из «ничего», – а также конечную зависимость сотворенного от Творца во многих предметах вокруг них.

ДУШИ

Второй уровень самозабвения, (битуль бемециут) – состояние подлинного отказа от себя, полное отсутствие самоощущения. Это состояние представлено вертикальной линией в букве далет. «Битуль бимциут» потенциально есть в душе каждого еврея, а «битуль ѓа-еш» потенциально есть во всем сотворенном, как уже объяснялось.

Одно из десяти чудес в Храме: там люди стояли, тесно сгрудившись, но, когда нужно было преклониться, для всех находилось свободное пространство в четыре локтя. Хасидизм учит, что «стояние в тесноте» и «преклонение в свободном пространстве» соответствуют двум состояниям самозабвения на уровнях Душ и Божественности. Отсутствие ощущения своей изолированности у душ стоящих толпой («толпа» выражает врожденное единство душ), вертикально по своей природе. Поэтому оно соответствует вертикальной линии буквы далет, как уже указывалось.

«Стояние в тесноте» – это возвращение человека из нормального состояния индивидуального сознания к подлинному «коллективному сознанию» народа Израиля. Это внутреннее движение возвращения – чтобы быть включенным в свой народ – очищает души, которые иначе нечисты. Поэтому мы находим в Ѓалахе (еврейском законе), что все евреи считаются чистыми, когда приходят в Иерусалим и в Храм, чтобы вместе праздновать три годовых праздника Торы.

Сознательная готовность пожертвовать жизнью за свой народ вытекает из этого уровня самозабвения.

БОЖЕСТВЕННОСТЬ

Само чудо «преклонения в свободном пространстве», раскрытие Божественного, – горизонтальная позиция. Поэтому она представлена верхней, горизонтальной линией буквы далет. Преклоняясь, человек совершенно соединяется с Богом. Это называется «битуль бимциут мамаш», «полный отказ» от ощущения собственного «я», когда душа полностью сливается со своим Божественным Источником. От «коллективного сознания» еврейского народа человек переходит к еще более высокому состоянию Божественного сознания, «слышного» лишь объединенной душе Израиля: «Слушай, Израиль, Бог – наш Бог, Бог – один».

В тексте Торы буквы, «стоящие прямо», сами по себе отвечают уровню «стояния в тесноте». Каждая буква соответствует душе еврея. Поскольку Тора вообще относится к уровню Божественного, Ѓалаха требует, чтобы вокруг каждой буквы был чистый белый пергамент. Таким образом, души в своем Божественном источнике, в Торе, действительно находятся в состоянии, называемом «преклонением в свободном пространстве», когда каждая душа соединяется с «белым» Трансцендентным Светом, окружающим ее.

Сознательная готовность пожертвовать жизнью ради Всевышнего происходит от этого уровня самозабвения.

НАЗВАНИЕ

Слово далет означает «дверь»; «бедняк»; «подъем» – «вознесение».

МИРЫ

Открывая истину о физическом мире, ученый должен испытывать в какой-то степени уровень самозабвения – только самозабвение является «дверью» к истине. Самозабвение создает «впадину» в человеческом самоощущении, открывая отверстие и образуя «сосуд», в который может войти истина.

Согласно Торе, раб-еврей освобождается после шести лет рабства. Но если хочет остаться рабом, его ухо прокалывают шилом на двери. Вместо того чтобы выйти через дверь к свободе и упованию на Бога, он предпочитает полагаться на поддержку своего смертного хозяина.

В любом объекте Сотворения, ином, чем еврейская душа, такое рабство может быть максимальным уровнем достижимого самозабвения. Но о еврейском народе Бог говорит: «Они Мои рабы» – а не «рабы рабов». Таким образом, для еврея один только этот уровень самозабвения не только неадекватен, но и порицаем. Прокалывание уха на двери – символ того, что еврею не хватает понимания (внутреннего слуха) того, что для него значит дверь.

Придя к такому решению, раб-еврей служит своему смертному господину до юбилейного года, который, по кабале, соответствует сфире бина – «пониманию», внутреннему исправлению слуха. В юбилейный год уши всех людей услышат сильный звук шофара, возвещающий освобождение от всех форм служения чуждому и возвращение к своему истинному Источнику.

ДУШИ

«У бедняка нет ничего своего».

Ощущение бедности, в сравнении с первоначальной физической ориентацией сознания, – это «битуль ѓа-еш» (неощущение себя как некоего нечто), буква далет на уровне миров. Когда ощущение бедности охватывает все сознание человека, оно становится «битуль ѓамециут» (самозабвение, забвение о своем отдельном существовании), буква далет на уровне душ. Первое состояние (бедность в смысле «битуль ѓа-еш») подобно опыту материально бедного человека, «превозмогшего» реальность своей бедности, недостаток материального имущества. Второе состояние (бедность в смысле «битуль бимциут») может быть сравнено с богатым человеком, богатство которого включает и материальные и духовные ценности (как мудрость и исправленные черты характера), и который все же испытывает экзистенциальную «бедность» не обладающего ничем, более того – являющегося ничем без Бога. Бог не только постоянно восстанавливает его силы и поддерживает его (и в этом значение «битуль ѓа-еш»), но он совершенное ничто отдельно от Бога (и в этом значение «битуль бимциут»). Это состояние экзистенциальной бедности, олицетворенной в Торе царем Давидом, который, будучи благословен всеми богатствами царства, постоянно чувствовал себя «выкидышем», жизнь которого – не его жизнь.

Царя Давида символизирует луна, у которой нет своего света, есть только свет, получаемый ею от солнца. Такое сознание луны, получающей свет от солнца, – это еще состояние «битуль ѓа-еш» на уровне миров. Уровень луны в то время, когда она освещает землю, – это отражение «битуль бимциут», и потому это символ еврейской души. О новом ежемесячном «рождении» луны говорят: «Давид, царь Израиля, вечно жив».

БОЖЕСТВЕННОСТЬ

Название буквы далет имеет также значение «поднять», как это выражено в стихе: «превознесу Тебя, Боже, ибо ты возвысил меня» – аромимха Ашем ки дилитани. Это значение соответствует третьему, самому высокому уровню неощущения самого себя: «битуль бимциут мамаш», совершенное самозабвение – духовное восхождение, подлинное слияние души с Богом.

Вознося нас к Себе, Бог дает нам силу как бы «возносить Его». Таков смысл приведенного выше стиха: «Превознесу (т.е. подниму) Тебя, Боже, ибо Ты вознес меня». Этот акт «поднимания» Бога означает нашу способность все более увеличивать раскрытие бесконечной трансцендентности Бога в границах конечного сотворенного. Теория хасидизма объясняет, что когда трансцендентный Свет раскрывается (парадоксально) в границах сотворенного, он находится как бы в состоянии восхождения, постоянно возносясь «над» и «от». Это так, ибо не «принадлежит» сознанию сотворенных, но это совершенно «вне» возможностей подобного сознания. «Не принадлежать» – это в целом тайна буквы далет, в данном случае соответствующая Трансцендентному Свету Бога, который (Свет) может быть нам раскрыт лишь в состоянии «непринадлежности» – «Я превознесу Тебя, Боже».


ЧИСЛО

Числовое значение буквы далет – четыре.

МИРЫ

Есть много путей интерпретации традиционного понимания физического мира как состоящего из четырех элементов: огня, воздуха, воды, земли – на языке современной науки. Одна интерпретация говорит о том, что в физическом мире существуют четыре состояния вещества: твердое (земля), жидкое (вода), газообразное (воздух) и состояние активного сгорания (огонь).

Другие понимают «четыре элемента» как соответствующие четырем основным химическим веществам: Водороду («воде» в наиболее чистом, отвлеченном смысле). Углероду (горючему элементу угля и «огню» жизни – органической материи). Азоту (существенному элементу, дающему земле силу произрастания). И Кислороду («самостоятельно существующему» элементу воздуха, «дыханию» жизни, так как четыре пятых его массы составляет собственно «земля» – азот). Атомные номера этих четырех элементов – 1, 6, 7 и 8, общее число – 22, соответствующее 22-м буквам еврейского алфавита.

Другие интерпретации относят «четыре элемента» к субатомным феноменам или к четырем известным современной физике силам (притяжению, электромагнетизму, сильной силе и слабой силе).

Многие другие проявления числа четыре отражены в природе: человек, животное, растительность, неживой мир; четыре времени года и четыре направления компаса.

Раньше ученые думали, что правое и левое, как и «юг» и «север» – это произвольные понятия. Но, согласно современной физике, это определяемые физические величины.

Кабала учит, что все существующее может быть разделено на четыре мира: Ацилут («Эманация»), Брия («Творение»), Йецира («Формирование») и мир Асия («Действие»). Каждый из этих миров обладает целым спектром десяти сфирот, развивающихся в пять (иногда в шесть) полных (т.е. зрелых) парцуфим (аспектов, «обликов»), каждый из которых в свою очередь обладает полным спектром десяти сфирот («треугольник» числа четыре (1 + 2 + 3 + 4) равен 10).

ДУШИ

Еврейский народ рожден четырьмя праматерями: Сарой, Ривкой, Рахелью и Леей. У Яакова было четыре жены: Рахель и Лея и их две служанки, Билѓа и Зильпа, и они родили ему двенадцать сыновей. Тора говорит о четырех типах сыновей: мудрый сын, сын-грешник, сын-простак и сын, который и спросить не умеет, как об этом говорится в Пасхальной Агаде. Каждого сына следует воспитывать сообразно с его «путем», как сказано: «Воспитывайте отрока согласно его путям, и даже в старости он не отступит от них». Первоначальное воспитание поручается матери, затем оно становится обязанностью (заповедью) отца. Более того, на Седере мы выпиваем четыре бокала вина в память о четырех выражениях избавления из Египта (и обо всех последовавших состояниях изгнания).

Три праотца, Авраѓам, Ицхак и Яаков, вместе с четвертым прототипом души еврейского народа, Давидом, составляют четыре ножки Божественного Трона. Это прототипы доброты, силы, красоты (милосердия) и царства. Четвертый уровень, царство (малхут) – основная тайна буквы далет, – завершает Божественный Трон, который вообще символизирует Царство Бога на земле.

Первая (а тем самым и основная) заповедь Торы – «плодитесь и размножайтесь». Чтобы выполнить эту заповедь, человек должен родить, по крайней мере, двух детей, сына и дочь. Эти четверо – отец, мать, сын и дочь – первое проявление числа четыре на уровне Душ. Сами они соответствуют четырем буквам Имени Ѓавайе, которые, в свою очередь, соответствуют четырем мирам, и т.д.

БОЖЕСТВЕННОСТЬ

Имя Ѓавайе состоит из четырех букв. Наши мудрецы называют его «четырехбуквенным Именем». «До сотворения мира были только Он и Его Имя». В дальнейшем, в процессе эманации и сотворения всей реальности, каждая буква четырехбуквенного Имени соответствует отдельному их этапу. Буква иуд представляет начальное сжатие Божественного бесконечного света, в результате которого «появляется» начальная точка Сотворения. Первая буква, ѓей – распространение этой точки на уровне Божественной «мысли». Буква вав – силу привлечения книзу, соединяя распространение «мысли» – сокровенных миров – с «речью», с явными мирами, которые представлены последней буквой ѓей Божественного Имени.

Текст Торы состоит из четырех компонентов (в нисходящем порядке): нотные значки (таамим), гласные значки (некудот), венчики букв (тагим) и буквы (отиот). Два нижних уровня видны в свитке Торы, а два высших уровня как бы скрыты в белом пергаменте, на котором ее текст написан (они не указываются в тесте свитка Торы). Эти четыре компонента текста Торы намеком указаны в стихе: «Сокровенное (первые две буквы Имени Ѓавайе, соответствующие нотным значкам и значкам гласных) – для Бога, нашего Бога, а открытое (две последние буквы Имени Ѓавайе, соответствующие венчикам букв и самим буквам) – для нас и наших детей», как об этом учит книга Зоѓар.

Есть 4 основных уровня интерпретации Торы: буквальный смысл (пшат), намек (ремез), толкование (друш) и тайна (сод).

Эти «четыре» в Торе прямо соответствуют четырем буквам Имени Ѓавайе. Косвенно каждая из этих четырехкомпонентных систем, как на уровне миров, так и на уровне Душ, в конечном счете, происходит от Божественного Имени.


Запись опубликована в рубрике: .