Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Каббала и хасидизм – "тайны" и "тайны тайн"

Мы объяснили, что каббала и хасидизм это «душа» Торы – глубокие тайны, скрывающиеся внутри ее «тела» – раскрытой Торы. Также внутри самих тайн Торы существует два измерения – есть душа (называемая «розин» — «тайнами» Торы), и есть еще более глубокая душа у этой души (душа души, называемая «розин дэрозин» – тайна внутри тайны) – это каббала и хасидизм. Каббала раскрывает возвышенную тайну, сокрытую внутри Галахи и реальности, однако, эта тайна выглядит как нечто абстрактно-возвышенное и совершенно над-человеческое. Каббала раскрывает присутствие Вс-вышнего в высших мирах. Напротив этого, хасидизм раскрывает еще более глубокую тайну – показывающую, каким образом тайны Торы связаны с душой человека и с миром, в котором мы живем – хасидизм раскрывает, что высшие миры находится внутри нас, и что Сам Вс-вышний светит внутри нас и внутри нашего мира.

Можно объяснить соотношение каббалы и хасидизм как соотношение тела и души (и тогда «раскрытая» часть Торы (ниглэ дэТора) – будет считаться внешним одеянием Торы – одеянием, видимым вовне, там, где не раскрывается «тело» и тем более – не раскрывают внутренняя душа Торы). И потому многие примеры и уподобления каббалы – это физические телесные уподобления, в хасидизме же используются, как правило, примеры и уподобления духовные и душевные. Как понятно, телесные уподобления не имеют отношения к нашему физическому миру – ибо Вс-вышний бесконечно далек от любого телесного уподобления, «нет у Него тела и подобия тела» – и это всего лишь слабый пример, описывающий высшие миры, сотворенные Вс-вышним. Напротив, уподобления духовные затрагивают наш внутренний мир – в котором нам раскрывается сам Вс-вышний.

Невозможно изучать хасидизм, не постигнув мир каббалы, на котором он основан, но изучение каббалы без изучения хасидизма выглядит затемненным и лишенным личностного смысла. Поэтому, в каждом изучении требуется «перепрыгивать» снова и снова между системой каббалы и объяснениями хасидизма, и тогда они объясняют и освещают друг друга. Для того, чтобы войти как нужно в мир пнимиют Торы – следует углубиться в основы хасидизма, без того, чтобы «испугаться» цитирования каббалистических понятий, выглядящих совершенно непонятными. В конечном счете, когда изучают хасидизм достаточно широко – то все каббалистические понятия разъясняются и раскрываются глубокими и сильными примерами из учения о душе.