Основы каббалы и хасидизма

בס"ד

Предисловие

Хасидизм в основе своей представляет собой новый путь в служении Вс-вышнему – по которому идут уже многие поколения. В течение поколений сформировался характерный образ хасида, отличный от других образов – образ, выстроенный на основе открытий Баал Шем Това в служении Вс-вышнему. Открытия Баал Шем Това по сути своей – это "открытия сердца", открытия в служении человека, характерные стремлением сблизиться с простой, живой, веселой и воодушевленной стороной жизни – и служение Вс-вышнему, происходящее из такого соединения.

Можно попытаться перечислить и определить логически основные "патенты", составляющие образ хасида, но как же можно приобрести в душе хасидские природные качества – выстроить истинно хасидское мировоззрение, жизненный путь и путь служения, - так, чтобы это не превратилось в механическое и принужденное копирование поведения хасидим? Хасидизм учит, что "мозг властвует над сердцем", и, само собой, возможно приобрести в своей душе хасидские основы служения Вс-вышнему так, чтобы это было истинно – посредством размышления над духовными и логическими корнями, породившими эти основы. Внутреннее восприятие логического корня этих вещей позволяет вести себя по пути хасидизма, видя в нем прочную истину, укоренившуюся в глубине души, а не просто как механическое копирование, лишенное внутреннего понимания.

Данная статья представляет собой общую "карту" областей, в которых находятся открытия хасидизма в учении каббалы, изучение которых порождает хасидские душевные качества. Каждая из этих областей шире и глубже чем море, и эта статья – всего лишь введение и краткий конспект, и каждая из этих областей заслуживает отдельного широкого рассмотрения. Когда есть сознание, что цель исследования – это приобретение душевных качеств – эти слова окажут свое доброе действие в душе, с помощью Вс-вышнего, дарующего успех нашим делам.

Алеф

Открытия хасидизма в служении Вс-вышнему

Четыре основы

Четыре основы в служении Вс-вышнему – соответствующие четырем буквам имени Вс-вышнего – открыл и освежил наш учитель Баал Шем Тов, и они стали центром служения хасидим во всех поколениях, и сформировали образ хасида:

Йуд – Любовь к каждому еврею

hей – Радость в служении Вс-вышнему

Вов – Прилепленность к Вс-вышнему посредством молитвы, изучения Торы и исполнения заповедей

hей – вера, что с помощью любой вещи можно служить Вс-вышнему, ибо Вс-вышний находится везде.

Любовь к каждому еврею

В заповеди любви к ближнему Баал Шем Тов открыл, что эта заповедь распространяется безусловно на каждого еврея, безотносительно к его делам, взглядам и личным отношением к нему. Перед этим любовь к ближнему была обусловленной и требующей причины – или, по крайней мере, требующей проверки, нет ли здесь причины не любить этого еврея, из-за его грехов или из-за его испорченных взглядов. Как понятно, исследующий взор, ищущий причины для разделения – находит их, и поэтому чувство любви концентрировалось лишь на тех, кто близки к мировоззрению самого человека.

Корень такой безусловной любви к ближнему – как открыл Баал Шем Тов – и включил в это также простых евреев, и евреев, удалившихся от еврейства – это ясное осознание того, что Вс-вышний – "один отец у всех нас" – для всех душ Израиля, которые все связаны друг с другом как братья, и едины в их корне – в "мозге отца", во Вс-вышнем.

Аспект отца – "один отец у всех" – соответствует букве йуд имени Вс-вышнего, и также основа корня אהב - это в основном буквы אב означающие волю и желание – "им тову ушматэм".

Радость

В идее служения Вс-вышнему в радости – "ивду эс Гашем бесимхо[1]" – Баал Шем Тов открыл, что кроме обязанности "симха шел мицва[2]" (в соответствии с этим посук объясняется так: "ивду эс Гашем" служите Вс-вышнему – исполняя Его заповеди, и делайте это с радостью") есть идея и обязанность собственно радости (и тогда посук объясняется следующим образом: служите Вс-вышнему с помощью радости, ибо сама радость – это служение Вс-вышнему, в тайне "корбан симха[3]", и как продолжает посук – "приходите к Нему с пением"). "Симха шел мицва" – это облачение радости в действие заповеди, "мидот[4]" радости, радость, измеренная и ограниченная, соотносящаяся с реальностью и облачающаяся в нее, измеряя при этом, "сколько места" для радости есть в этой реальности. "Симха лишма[5]" – это радость ради радости, как самостоятельная цель и ценность, "мойхин[6]" радости, внутренний источник радости, не считающийся с внешней реальности, к которой она обращена.

Симха – это внутренняя сила сфиры Бина[7] – Высшая[8] буква hей Имени – и также само понятие "служения" – "ивду эс Гашем бесимхо" – соответствует сфире Бина (про которую сказано "веовад hалеви hу[9]", по поводу служения левитов в радости – служение с песнью и весельем).

[Обязанность радости ради радости проистекает также из того, что истинные мудрецы[10] очень удаляли качество ацвус[11], и также установили, что падение в ацвус – это буквально нарушение самых основ еврейской веры. И действительно, если ацвус нарушает самые основы еврейской веры, то радость – это основа и суть иудаизма: как объясняли Хазал, что "ивду эс Гашем бесимхо" относится только к евреям, в том время как "ивду эс Гашем беийро[12]" относится (также и) к гоим. Понимание того, что возвышенный путь симхо – соответствующий сфире Има[13], сфире Бина – относится только к евреям – придает новый смысл тому, что установление еврейства по Галахе зависит от матери ребенка – "эйм а-боним смэйхо[14]". "Кто еврей?" – тот, кто радуется в своей вере в единого и единственного Б-га, вере, пришедшей нам по наследству от наших святых предков, и "отрицает идолопоклонство[15]" – ацвус – "ацабейhем кесеф везоhов, маасэ йедей одом[16]"].

Двейкус

В отношении исполнения заповедей, молитвы и изучения Торы Баал Шем Тов открыл, что они представляют собой путь достичь реальной прилепленности к Вс-вышнему. Суть открытия в таком понимания следует из объяснения, данного Баал Шем Товом самому слову мицва[17] – от языка цавта[18] и хибур[19], а не только от языка цивуй (приказ) (возлагаемый на человека Свыше, когда также цель и духовный смысл заповеди – начиная от "исправить творения" и до исправления высших миров – находятся в аспекте "задания", возложенного на человека. Заповедь при этом не рассматривается как средство, чтобы установить связь и прилепиться к Дарующему Тору и заповеди). Мицва – это "место встречи", место соединения и прилепленности человека с его Творцом.

Прилепленность к Творцу относится к парцуфу ЗО[20] – средоточие чувств сердца, ощущающего прилепленность и любовь к Вс-вышнему – соответствующего букве Вов в Имени. Как еще будет объясняться далее, соединение и прилепленность, являющиеся результатом исполнения заповеди, подобны соединению и прилепленности человека к его жене. Действительно, душа ЗО (начало рисунка буквы Вов) – это сфира Даат[21] – сила единения и единства (и особенно – между мужчиной и женщиной – "веhоодом йода эс хаво иштой[22]"). Завершение и окончание ЗО (основной рисунок буквы Вов) – это сфира Йесод[23] – сущность соединяющей силы в единении Зо и Нукво[24], единение мужчины и женщины.

Во всех путях твоих познай Его

В отношении пути служения внутри действительности – в области будничности – открыл Баал Шем Тов, что истинная святость – это не излишнее отстранение от реальности, но способность освятить на деле, в действии, разрешенное в действительности. Это есть глубокое объяснение "кадеш ацмехо бемутор лехо[25]" в соответствии с путем Баал Шем Това (не так, как объясняется по простому смыслу и приводится во многих книгах мусара). Баал Шем Тов освежил и открыл новое внутреннее измерение в служении "во всех своих путях познай Его" – познать Вс-вышнего также в будничных путях, и найти Его повсюду. Такое служение – это не только "спасение" от будничной действительности, и подъем в сферу святости, но – присутствие Творца, проникающее внутрь каждой точки в самой области будничного, и даже когда она представляется вакуумом, лишенным святости и Б-жественного света (последняя буква hей Имени, соответствующая сфире малхус, дающей жизнь и существование сфере будничного).



[1] "Служение Вс-вышнему в радости" (Тегилим 100, 2)

[2] радость исполнения заповеди

[3] жертвоприношение радости

[4] Мидойс - Букв. "меры". Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[5] радость ради радости

[6] Мойхин - Мозг

[7] Бино - Сфира - "Бина" - "понимание", "постижение". Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[8] Т.е., первая

[9] "Леви, он совершать будет служение" (Койрах 18, 23)

[10] Т.е., мудрецы каббалы (ср. Игерес Акодеш посл. 11)

[11] Ацвус - Депрессия, меланхолия

[12] "Служите Г-споду в страхе" (Тегилим 2, 11)

[13] Мать (арам). В каббале и хасидизме: сфира Бина

[14] "Мать, радующуюся сыновьям" (Тегилим 113, 9)

[15] "ацвус" – меланхолия и "ацабейhем" – "идолы" – одного корня. Основано на известных словах Второго Любавичского Ребе

[16] "Идолы их – серебро и золото, дело рук человеческих:" (Тегилим 115, 4)

[17] Заповедь

[18] Соединение, команда (арам). "Цевет" – в современном иврите означает "команда", "экипаж"

[19] Иначе говоря, смысл заповеди – это соединение с Вс-вышним, а не только исполнение приказания Вс-вышнего

[20] Зейр анпин

[21] Даас - Знание. Сознание. Сфира "даат". Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[22] "И человек познал Хаву, свою жену" (Берейшис 4, 1)

[23] Йесод - Сфира "йесод". Шестая сфира (из семи мидойс)

[24] Нукво - Женщина. Женское начало. Сфира малхус

[25] "Освящай себя в разрешенном тебе" (Йевамот 20, 1)

Запись опубликована в рубрике: .