Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Основы каббалы и хасидизма

בס»ד

Предисловие

Хасидизм в основе своей представляет собой новый путь в служении Вс-вышнему – по которому идут уже многие поколения. В течение поколений сформировался характерный образ хасида, отличный от других образов – образ, выстроенный на основе открытий Баал Шем Това в служении Вс-вышнему. Открытия Баал Шем Това по сути своей – это «открытия сердца», открытия в служении человека, характерные стремлением сблизиться с простой, живой, веселой и воодушевленной стороной жизни – и служение Вс-вышнему, происходящее из такого соединения.

Можно попытаться перечислить и определить логически основные «патенты», составляющие образ хасида, но как же можно приобрести в душе хасидские природные качества – выстроить истинно хасидское мировоззрение, жизненный путь и путь служения, — так, чтобы это не превратилось в механическое и принужденное копирование поведения хасидим? Хасидизм учит, что «мозг властвует над сердцем», и, само собой, возможно приобрести в своей душе хасидские основы служения Вс-вышнему так, чтобы это было истинно – посредством размышления над духовными и логическими корнями, породившими эти основы. Внутреннее восприятие логического корня этих вещей позволяет вести себя по пути хасидизма, видя в нем прочную истину, укоренившуюся в глубине души, а не просто как механическое копирование, лишенное внутреннего понимания.

Данная статья представляет собой общую «карту» областей, в которых находятся открытия хасидизма в учении каббалы, изучение которых порождает хасидские душевные качества. Каждая из этих областей шире и глубже чем море, и эта статья – всего лишь введение и краткий конспект, и каждая из этих областей заслуживает отдельного широкого рассмотрения. Когда есть сознание, что цель исследования – это приобретение душевных качеств – эти слова окажут свое доброе действие в душе, с помощью Вс-вышнего, дарующего успех нашим делам.

Алеф

Открытия хасидизма в служении Вс-вышнему

Четыре основы

Четыре основы в служении Вс-вышнему – соответствующие четырем буквам имени Вс-вышнего – открыл и освежил наш учитель Баал Шем Тов, и они стали центром служения хасидим во всех поколениях, и сформировали образ хасида:

Йуд – Любовь к каждому еврею

hей – Радость в служении Вс-вышнему

Вов – Прилепленность к Вс-вышнему посредством молитвы, изучения Торы и исполнения заповедей

hей – вера, что с помощью любой вещи можно служить Вс-вышнему, ибо Вс-вышний находится везде.

Любовь к каждому еврею

В заповеди любви к ближнему Баал Шем Тов открыл, что эта заповедь распространяется безусловно на каждого еврея, безотносительно к его делам, взглядам и личным отношением к нему. Перед этим любовь к ближнему была обусловленной и требующей причины – или, по крайней мере, требующей проверки, нет ли здесь причины не любить этого еврея, из-за его грехов или из-за его испорченных взглядов. Как понятно, исследующий взор, ищущий причины для разделения – находит их, и поэтому чувство любви концентрировалось лишь на тех, кто близки к мировоззрению самого человека.

Корень такой безусловной любви к ближнему – как открыл Баал Шем Тов – и включил в это также простых евреев, и евреев, удалившихся от еврейства – это ясное осознание того, что Вс-вышний – «один отец у всех нас» – для всех душ Израиля, которые все связаны друг с другом как братья, и едины в их корне – в «мозге отца», во Вс-вышнем.

Аспект отца – «один отец у всех» – соответствует букве йуд имени Вс-вышнего, и также основа корня אהב — это в основном буквы אב означающие волю и желание – «им тову ушматэм».

Радость

В идее служения Вс-вышнему в радости – «ивду эс Гашем бесимхо[1]» – Баал Шем Тов открыл, что кроме обязанности «симха шел мицва[2]» (в соответствии с этим посук объясняется так: «ивду эс Гашем» служите Вс-вышнему – исполняя Его заповеди, и делайте это с радостью») есть идея и обязанность собственно радости (и тогда посук объясняется следующим образом: служите Вс-вышнему с помощью радости, ибо сама радость – это служение Вс-вышнему, в тайне «корбан симха[3]«, и как продолжает посук – «приходите к Нему с пением»). «Симха шел мицва» – это облачение радости в действие заповеди, «мидот[4]» радости, радость, измеренная и ограниченная, соотносящаяся с реальностью и облачающаяся в нее, измеряя при этом, «сколько места» для радости есть в этой реальности. «Симха лишма[5]» – это радость ради радости, как самостоятельная цель и ценность, «мойхин[6]» радости, внутренний источник радости, не считающийся с внешней реальности, к которой она обращена.

Симха – это внутренняя сила сфиры Бина[7] – Высшая[8] буква hей Имени – и также само понятие «служения» – «ивду эс Гашем бесимхо» – соответствует сфире Бина (про которую сказано «веовад hалеви hу[9]«, по поводу служения левитов в радости – служение с песнью и весельем).

[Обязанность радости ради радости проистекает также из того, что истинные мудрецы[10] очень удаляли качество ацвус[11], и также установили, что падение в ацвус – это буквально нарушение самых основ еврейской веры. И действительно, если ацвус нарушает самые основы еврейской веры, то радость – это основа и суть иудаизма: как объясняли Хазал, что «ивду эс Гашем бесимхо» относится только к евреям, в том время как «ивду эс Гашем беийро[12]» относится (также и) к гоим. Понимание того, что возвышенный путь симхо – соответствующий сфире Има[13], сфире Бина – относится только к евреям – придает новый смысл тому, что установление еврейства по Галахе зависит от матери ребенка – «эйм а-боним смэйхо[14]«. «Кто еврей?» – тот, кто радуется в своей вере в единого и единственного Б-га, вере, пришедшей нам по наследству от наших святых предков, и «отрицает идолопоклонство[15]» – ацвус – «ацабейhем кесеф везоhов, маасэ йедей одом[16]«].

Двейкус

В отношении исполнения заповедей, молитвы и изучения Торы Баал Шем Тов открыл, что они представляют собой путь достичь реальной прилепленности к Вс-вышнему. Суть открытия в таком понимания следует из объяснения, данного Баал Шем Товом самому слову мицва[17] – от языка цавта[18] и хибур[19], а не только от языка цивуй (приказ) (возлагаемый на человека Свыше, когда также цель и духовный смысл заповеди – начиная от «исправить творения» и до исправления высших миров – находятся в аспекте «задания», возложенного на человека. Заповедь при этом не рассматривается как средство, чтобы установить связь и прилепиться к Дарующему Тору и заповеди). Мицва – это «место встречи», место соединения и прилепленности человека с его Творцом.

Прилепленность к Творцу относится к парцуфу ЗО[20] – средоточие чувств сердца, ощущающего прилепленность и любовь к Вс-вышнему – соответствующего букве Вов в Имени. Как еще будет объясняться далее, соединение и прилепленность, являющиеся результатом исполнения заповеди, подобны соединению и прилепленности человека к его жене. Действительно, душа ЗО (начало рисунка буквы Вов) – это сфира Даат[21] – сила единения и единства (и особенно – между мужчиной и женщиной – «веhоодом йода эс хаво иштой[22]«). Завершение и окончание ЗО (основной рисунок буквы Вов) – это сфира Йесод[23] – сущность соединяющей силы в единении Зо и Нукво[24], единение мужчины и женщины.

Во всех путях твоих познай Его

В отношении пути служения внутри действительности – в области будничности – открыл Баал Шем Тов, что истинная святость – это не излишнее отстранение от реальности, но способность освятить на деле, в действии, разрешенное в действительности. Это есть глубокое объяснение «кадеш ацмехо бемутор лехо[25]» в соответствии с путем Баал Шем Това (не так, как объясняется по простому смыслу и приводится во многих книгах мусара). Баал Шем Тов освежил и открыл новое внутреннее измерение в служении «во всех своих путях познай Его» – познать Вс-вышнего также в будничных путях, и найти Его повсюду. Такое служение – это не только «спасение» от будничной действительности, и подъем в сферу святости, но – присутствие Творца, проникающее внутрь каждой точки в самой области будничного, и даже когда она представляется вакуумом, лишенным святости и Б-жественного света (последняя буква hей Имени, соответствующая сфире малхус, дающей жизнь и существование сфере будничного).



[1] «Служение Вс-вышнему в радости» (Тегилим 100, 2)

[2] радость исполнения заповеди

[3] жертвоприношение радости

[4] Мидойс — Букв. «меры». Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[5] радость ради радости

[6] Мойхин — Мозг

[7] Бино — Сфира — «Бина» — «понимание», «постижение». Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[8] Т.е., первая

[9] «Леви, он совершать будет служение» (Койрах 18, 23)

[10] Т.е., мудрецы каббалы (ср. Игерес Акодеш посл. 11)

[11] Ацвус — Депрессия, меланхолия

[12] «Служите Г-споду в страхе» (Тегилим 2, 11)

[13] Мать (арам). В каббале и хасидизме: сфира Бина

[14] «Мать, радующуюся сыновьям» (Тегилим 113, 9)

[15] «ацвус» – меланхолия и «ацабейhем» – «идолы» – одного корня. Основано на известных словах Второго Любавичского Ребе

[16] «Идолы их – серебро и золото, дело рук человеческих:» (Тегилим 115, 4)

[17] Заповедь

[18] Соединение, команда (арам). «Цевет» – в современном иврите означает «команда», «экипаж»

[19] Иначе говоря, смысл заповеди – это соединение с Вс-вышним, а не только исполнение приказания Вс-вышнего

[20] Зейр анпин

[21] Даас — Знание. Сознание. Сфира «даат». Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[22] «И человек познал Хаву, свою жену» (Берейшис 4, 1)

[23] Йесод — Сфира «йесод». Шестая сфира (из семи мидойс)

[24] Нукво — Женщина. Женское начало. Сфира малхус

[25] «Освящай себя в разрешенном тебе» (Йевамот 20, 1)