בס"ד
В доме семьи Маранц, Кфар Хабад
Из урока рава Ицхака Гинзбурга Шлита
Алеф. "Авину малкейну эйн лану мелех эла ата"
Меня всегда удивляло, как это говорят "эйн лану мелех"[1] без продолжения. Когда поют это, то сначала говорят "эйн лану мелех" - "нет у нас царя", и только потом продолжают "нет у нас царя, кроме тебя". Можно объяснить это в соответствии с тем, что говорится в Тании, и во всех маамарим, посвященных Рош аШана, что в канун Рош аШана есть "исталкут малхут[2]". Желание и воля Вс-вышнего быть царем как бы "пропадают", есть какой-то момент, когда, кажется, Ему "надоело", Ему, как будто бы, больше не хочется быть царем, не дай Б-г, у него больше нет ни воли, ни желания в Его царстве.
Так объясняется в хасидут, и вся наша работа в Рош аШана – это вернуть, трублением в шофар, молитвой – "заповедь дня – трубить в шофар", чтобы Вс-вышний снова вернулся и снова пожелал быть царем. Возвращение после ухода подобно договору, подвергнутому сомнению, и подтвержденному снова. Когда Вс-вышний снова желает быть царем, это желание приходит из более высокой ступени.
То, что было раньше, ушло – закончилось желание быть царем. Если мы способны снова привлечь это желание, значит, оно приходит из более высокого уровня, более высокий свет, который еще никогда не раскрывался в мире. Это "новое желание" – есть более высокий Б-жественный свет, раскрывающийся в мире, проявление нового желания и нового наслаждения Вс-вышнего быть царем.
Если так, то можно объяснить, что когда мы говорим "отец наш, царь наш, нет у нас царя" – обращаясь к Вс-вышнему – это не просто пустой крик в воздух, что у нас нет больше царя – это приходит из чувства, что есть исталкут рацон, "уход желания", что Вс-вышний не желает больше царствовать над нами. После этого мы продолжаем, "нет у нас царя, кроме Тебя", и так мы притягиваем из более высокого уровня, чтобы Вс-вышний снова пожелал быть над нами царем.
Это есть общая идея служения в Рош аШана – чтобы Он не оставил нас. Что значит "царь"? – Нет царя без народа, и в тот момент, когда у Него есть народ – Он отвечает за этот народ, он заботится о нем. "Отец наш, царь наш" – как отец заботится о своих детях, также и Вс-вышний заботится, и в определенном смысле царь заботится еще больше, чем отец.
Есть аспект, в котором народ более связан с сущностью царя, даже больше, чем сын привязан к своему отцу. Так или иначе – практическое выражение этого – что Он заботится о нас. Понятно, что также как Он заботится о нас – так же мы должны заботиться о Нем – "Исраэль кормят своего Небесного отца". Торой и заповедями, которые мы исполняем, мы "заботимся" о Нем, если можно так сказать, и через это – Он заботится о нас.
В (нет никого) "кроме тебя" я забочусь о Нем, забочусь как в смысле моей обязанности "кормить" Его, но еще перед этим – забочусь, что будет с Ним, и что будет с нами. Когда есть исталкут – есть двойная забота, что будет дальше. Поэтому, когда я говорю "отец наш, царь наш, нет у нас царя" – это выражает чувство исталкут, и сразу я продолжаю – без того, чтобы допустить даже возможность исталкут, как известно в хасидут, что "каждый год, бедный в начале, обогащается в конце" – это может произойти немедленно, и не требуется много времени, чтобы обогатиться – "нет царя, кроме тебя" – так можно объяснить этот вопрос.
Можно сказать еще "ворт" – в соответствии с тем, что известно от Баал Шем Това, что всюду, где говорится "эйн" ("нет"), можно толковать "аин" ("ничто"), как, например "эйн мазал леИсраэль"[3]. Перед нашим "вортом" скажем "ворт" рабби Леви Ицхака на одну из молитв Рош аШана. Мы говорим в молитве "ибо нет защитника перед лицом обвинителя", и он объясняет в "Кдушат Леви" – да защитит нас заслуга его, нас и весь еврейский народ – что "нет защитника" означает, что нет даже одного защитника на тысячу обвинителей, и, тем не менее, мы просим, чтобы Вс-вышний помиловал нас. Но Кдушат Леви говорит, что можно прочитать это как "аин" – что если человек унизит себя чрезвычайно, достигнет ступени "аин" – это становится его защитником. Сколько бы ни было обвинителей, если человек достигает "аин" – в заслугу этого он выйдет из всех обвинений и также победит, "дидан ноцах". Все зависит от шифлут[4]. Это – день памяти[5], и когда Вс-вышний помнит нас? "шебешифлейну захар лану, ки леолам хасдо" – когда мы унижены – Вс-вышний помнит нас. Так он объясняет "беэйн мейлиц йошер".
"Кто будет унижен, и кто возвысится". (Рав сказал с усмешкой): "есть книга, которая называется "кто есть кто", все "кто есть кто" в мире…". Говорят это в продолжение "унетане токеф"[6]. Есть много, что можно сказать про все "кто и кто", сначала начинают со "сколько и сколько" – "сколько пройдут, и сколько выздоровеют" – можно петь это на мотив "ал ахат кама векама[7]"…
"Ибареун" – "выздоровеют" – взято из Иерусалимского Талмуда, там говорится, что в Рош аШана мы выходим победителями на суде и как будто бы рождаемся заново. Это означает "Кама йибареун" – родиться заново, полностью обновить свою жизнь.
В конце говорится "кто унизится и кто возвысится". Известно, что в хасидут все объясняется в лучшую сторону, даже то, что на первый взгляд кажется противоположным благословению – в действительности это благословение. Здесь, в конце, это очевидно, что, на первый взгляд, "кто унизится" это плохо, а "кто возвысится" – это хорошо. Завершение хорошо, все идет за завершением. Но также "кто унизится" можно объяснить в лучшую сторону – кто возвысится в конце? – Тот, кто унизится, тот, кто считает себя "ничто", кто достигнет ступени "ничто", кто унизит себя самого – именно он в конце "возвысится".
Мы учили перед Рош аШана, что Рош аШана – это день Авраама-авину, ав-рам. В Рош аШана и также в Йом Кипур цель – достичь "ми йорум" – "кто возвысится" – конечная цель всех состояний и всех жребиев будущего года. В начале это "кто будет жить" – "все идет за началом", и конец – "кто возвысится", ибо все идет за завершением. Тогда весь Рош аШана – это "кто будет жить… и кто возвысится". "Сколько перейдут" – от глупости этого мира – если человек переходит от всех своих глупостей – тогда "Кама йибареун" – тогда он родится заново, станет другим человеком. И тогда "кто будет жить и кто возвысится" – это "кто есть кто", главное "кто есть кто".
[1] Мотив, который поют перед тем, как говорят молитву "авину малкейну" ("отец наш, царь наш") начинается словами "отец наш, царь наш, нет у нас царя, кроме тебя". На общепринятый мотив это поется так, что "нет у нас царя" поется отдельно, а "кроме тебя" добавляется только позднее. Прим. переводчика.
[2] Подъем сфиры малхут в кетер
[3] объясняется, что "аин", ступень Б-жественности, несоизмеримо выше мироздания, является "мазаль леИсраэль".
[4] Букв. "униженность".
[5] Одно из наименований Рош аШана в еврейской традиции – "йом а-зикарон", день Памяти, день, когда Вс-вышний вспоминает о всех своих творениях.
[6] Одна из наиболее важных молитв в Рош аШана и Йом Кипур. Историю этой молитвы см. например в "Полной истории тишрей"
[7] Известный пасхальный мотив.