Любителям разнообразных "диалогов" посвящается... (см. письмо Ребе раву Штейнзальцу по поводу полного запрета таких "диалогов", как с т.зр галахи, так и с т.зр. здравого смысла).
Граждане религиозные евреи! Давайте не будем облегчать миссионерам, йимах шмам, их работу.
В начале главы "Рээй" Тора приказывает, что когда мы входим в Землю Израиля, следует уничтожить, стереть с лица земли все идолослужение, которое есть в Земле Израиля.
Есть выражение, появляющееся в Торе только один раз - "אבד תאבדון" - "полностью уничтожьте": "полностью уничтожьте все места, где гоим служили идолам".
И после этого, в продолжение, есть еще один стих. Давайте прочитаем его (Дворим 12, 3):
"И разбейте их жертвенники "и разрушьте их святилища, и их ашерот (идолопоклоннические деревья) сожгите в огне, и статуи их идолов вырвите с корнем и уничтожьте имя их из того места".
Из первых слов "полностью уничтожьте", повторенных дважды, Хазал учат, что есть заповедь искоренять идолопоклонство. Т.е., что недостаточно только стереть это с лица земли, поверхностно - нужно дойти до корня идолопоклонства, и уничтожить ее совершенно.
Есть еще высказывание Хазал, что если, например, есть ашера (идолополонническое дерево) - есть заповедь срубить ее, уничтожить, и если уничтожают это один раз и после этого она вырастает снова, заново, нужно снова срубить ее, даже 10 раз, даже 100 раз.
"Полностью уничтожьте" - должно быть постоянно в сознании, что нужно уничтожить полностью, не оставить никакой памяти от идола.
Это напоминает также войну с Амалеком - одна из самых важных заповедей, которые исполнит царь Мошиах, "уничтожь память об Амалеке из под небес - не забудь" - уничтожить его полностью.
Так же это и в отношении идолопоклонства.
На стих "и разбейте", который мы прочитали, есть толкование мудрецов, которое мы сейчас прочитаем:
"И разбейте" - учил рав Йосеф: "И разбейте их жертвенники" - и остановись. Здесь есть "этнахта" - остановка. Нужно разбить - и остановиться. "И разбейте их памятные камни" - и остановись. "Остановись"? - разве можно так подумать?! Ведь в земле Израиля есть заповедь искоренять? Не делать часть работы, только то, что на поверхности, и оставить это - нужно довести это до конца.
- "Остановись" - ты подумал? - Они же должны быть сожжены! - Как сжигают хамец в Песах, чтобы не осталось даже самой малой части хамец, так нельзя оставить даже самую малую часть идолопоклонства.
Сказал рав Гуна:
- "Преследуй, и потом сожги".
Рав Гуна говорит, что нужно войти в Эрец Исраэль. Первым делом, когда входят в Эрец, нужно уничтожить то, что есть на поверхности. Но потом, перед тем, как завершают работу, искоренить идолопоклонство, чтобы не осталось никакого корня, плоды которого горьки как полынь, в земле Израиля.
Сначала следует преследовать гоим, уничтожить семь народов, как Тора приказывает, "не оставь никого из них в живых". И после того, как захватывают Землю, тогда возвращаются, чтобы выкорчевать с корнем идолопоклонство.
Т.е., действительно, есть первичное действие, уничтожить идолопоклонство, но потом оставляют это. И потом преследуют врага, до конца. И потом возвращаются, чтобы сжечь идолопоклонство.
Как это говорится в Гемара? "Сказал рав Гуна: "Преследуй, и потом сжигай" - отсюда, что уничтожение идолопоклонства предшествует захвату Земли Израиля, и захват Земли Израиля предшествует сжиганию идолопоклонства.
Т.о, есть три этапа: уничтожение - это первое, уничтожить идолопоклонство, это должно быть раньше, чем захват земли Израиля, т.е., что невозможно начать захватывать Землю Израиля если ты не уничтожаешь с лица земли идолов, по крайней мере тех, что на поверхности, которых ты встречаешь и сразу видишь, что это идолопоклонство.
Если ты делаешь вид, что ты не видишь, что это идолопоклонство, ты не способен захватить землю Израиля.
Поэтому сначала - уничтожение идолов, и это предшествует захвату Земли Израиля.
И потом - захват Земли Израиля предшествует выжиганию идолопоклонства, как мы сказали, наподобие сжигания хамец, что это - уничтожить полностью.
В общем, известно, что заповедь искоренять идолопоклонство - это только в Эрец Исраэль.
Вне земли Израиля есть также заповедь уничтожения - если возможно, то нужно уничтожить идолопоклонство, но нет заповеди искоренить.
Что это означает в душе?
Уничтожение, предшествующее захвату, и потом выжигание после захвата? - именно в таком порядке?
- Это, как говорится в учении хасидизма, подробно по поводу заповеди брит мила, что есть мила и прия и "мал вело пара кеилу ло мал".
В душе обрезание - про это сказано: "и обрежьте тупость сердец своих", нужно "обрезать", уничтожить, раскрытое зло в душе, и это - "обрежьте тупость сердец ваших" - заповедь обрезания.
Но это все еще не достигает сокрытого зла в душе. О сокрытом зле сказано:
"И обрежет Вс-вышний Б-г твой" сердце твое" - это тонкая, прозрачная "пленка", даже не видимая глазом. Поэтому это только Вс-вышний, может помочь обрезать ее, как известно, что это также намек месяца элул, мы сейчас в месяце менахем-ав, читаем главу Рээй, но благословляем месяц элул. Сначала был стих в главе Экев "И обрежьте", и потом, дальше в Торе, что мы будем читать в конце месяца элул, есть стих "и обрежет Вс-вышний Б-г твой сердце твое и сердце потомства твоего".
Так или иначе, заповедь искоренения идолопоклонства, это начинается в моем сердце, что есть явное идолопоклонство, и если я не отрезаю это, не занимаюсь этим, со всей уверенностью, как мы объяснили в прошлой главе, вера в себя, вместо того, чтобы верить во Вс-вышнего, это означает, что есть здесь открытое идолопоклонство, и я не могу начать захватывать землю Израиля.
Это также ошибка в нашем поколении, в поколениях, предшествовавших нам, что им кажется, что можно захватить землю Израиля и заселить землю Израиля без того, чтобы уничтожить идолопоклонство.
Начиная от идола "сила моя и мощь руки моей создали мне все это богатство".
Требуется, прежде всего, уничтожение идолопоклонства, после этого возможен захват земли Израиля, и в конце - после захвата - есть помощь Свыше, и тогда может быть полное уничтожение идолопоклонства.
Что это означает в душе?
Первичное уничтожение означает работу "бейнони", которому заповедано, приказано, исправлять явные мотивы в своей душе, явное дурное начало. Но он не способен прийти к сокрытому, подсознательному злу.
Что означает "захват Земли Израиля"? "Захват Земли Израиля" это превратиться из бейнони в цадик.
"И народ твой - все праведники, вовеки унаследуют землю, росток моих насаждений, дело рук моих во славу", "Весь Израиль имеет долю в будущем мире" - так же как каждый еврей имеет долю в земле Израиля.
"Захват земли Израиля" означает превратить бейнони в цадика.
И тогда, когда он уже цадик, когда ты цадик - ты можешь и тебе - теперь - заповедано - у тебя все еще есть работа - некоторые думают, что у цадиким нет никакой работы - они уже завершили, уничтожили свое дурное начало, убили его - нет, у них есть все еще работа выкорчевать с корнем.
Есть захват земли Израиля и после этого "полностью уничтожьте".
Если мы вернемся к первом стиху, первое "уничтожьте" - это уничтожение идолопоклонства, которое предшествует захвату земли Израиля, но второе "уничтожьте" - это уже выжигание идолопоклонства,что это только после захвата земли Израиля.
Сначала - бейнони, потом - цадик.
Или можно сказать это иначе:
Что даже если я вхожу в землю Израиля, первый мой этап - служить Вс-вышнему как я должен был бы служить Ему вне Израиля, и я не смог это сделать там. Ибо даже вне земли Израиля я должен был уничтожать идолопоклонство, чтобы у меня не было мотивов и дурных мыслей, что я этого добился своими силами.
Есть первый этап - это чрезвычайно важно - что первый этап входа в Эрец - также в нашем поколении - это исправить еврейский народ, меня и весь народ, как мы должны были бы быть даже когда мы находились вне земли Израиля.
И это есть уничтожение идолопоклонства перед захватом Земли Израиля. И тогда - это само подготавливает меня, чтобы я сейчас мог захватить землю Израиля.
И после этого есть у меня особая заповедь - заповедь, возложенная на праведника, "и народ твой все праведники - вовеки унаследуют землю" - выжигания идолопоклонства, чтобы также в подсознании, в самых глубоких самых сокрытых, слоях подсознательного, не осталось бы никакого корня идолопоклонства.